Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции лишь отдельные категории гражданских дел. Это, в частности, дела по жалобам на отказ в регистрации местных общественных объединений граждан, на отказ в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума (ч. 2 ст. 44 ГПК), о международном усыновлении (ч. 2 ст. 121 Кодекса о браке и семье – далее Ко БС) и др.
Судебная коллегия по гражданским делам вправе изъять любое гражданское дело из районного (городского) суда, находящегося на территории соответствующей области или г. Минска, и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (ч. 1 ст. 44 ГПК).
Рассмотрение всех гражданских дел по первой инстанции осуществляется единолично судьей данного суда.
Приговоры и решения, вынесенные по первой инстанции судебными коллегиями областного (Минского городского) суда могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Беларусь.
Судебные коллегии областных (Минского городского) судов действуют и как суды второй (кассационной) инстанции. Предметом их рассмотрения в этом случае являются приговоры, решения, определения и постановления районных (городских) судов, не вступившие в законную силу.
Проверка их законности и обоснованности осуществляется по жалобам участников процесса либо протесту прокурора, поданным в течение десяти суток после вынесения соответствующего решения. В результате рассмотрения судебные коллегии вправе: оставить решение без изменения; отменить его и направить на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции, но иному составу суда; отменить решение и прекратить производство по делу; изменить решение; а по гражданскому делу – вынести новое решение. Изменить приговор по уголовному делу можно лишь, не ухудшая при этом положение осужденного.
Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется тремя судьями. С этой целью в судебных коллегиях президиумом данного суда, по представлению его председателя, образуются составы судей для коллегиального рассмотрения дел в качестве суда второй инстанции (ч. 3 ст. 42 Кодекса). Внутри составов за каждым из трех судей закрепляется один либо несколько районов данной области (г. Минска). Председатели судебных коллегий назначают председателей каждого из составов, которые, в свою очередь распределяют дела для подготовки и рассмотрения между членами данного состава и председательствуют в судебных заседаниях.
Такой порядок распределения дел обеспечивает эффективный надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, дает возможность судьям областных (Минского городского) судов лучше изучать работу районных (городских) судов, поддерживать с ними постоянную связь, систематически оказывать помощь в выявлении допущенных ошибок и их устранении.
В то же время существующая система в отдельных случаях может привести к нарушению независимости судей районных (городских) судов, развитию у них иждивенческих настроений, снижению уровня персональной ответственности при принятии решений. Чтобы этого избежать следует периодически менять зоны, которые закреплены за судебными составами.
Определения судебных коллегий, вынесенные в результате рассмотрения уголовных и гражданских дел в кассационном порядке, вступают в законную силу немедленно и могут быть отменены или изменены только соответствующей надзорной инстанцией.
Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности: о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции и в кассационном порядке, анализируют судебную статистику (ст. 43 Кодекса). Это способствует выявлению как положительных, так и отрицательных тенденций в работе районных (городских) судов, самого областного (Минского городского) суда, определению мер по совершенствованию судебной деятельности.
Президиум областного (Минского городского) суда
Президиум областного (Минского городского) суда образуется в составе председателя суда, заместителей председателя суда и судей этого суда. Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 39 Кодекса).
Заседания президиума проводятся по мере необходимости. На практике это происходит не реже двух раз в месяц. Заседание считается правомочным при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании, и подписываются председательствующим на его заседании. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений (ст. 41 Кодекса).
Компетенцию президиума можно разделить на процессуальную и организационную.
К процессуальной относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Президиум рассматривает эти дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных (городских) судов, а также на кассационные определения судебных коллегий данного областного (Минского городского) суда. Порядок рассмотрения президиумом судебных дел устанавливается процессуальным законом.
При рассмотрении судебных дел в заседании президиума вправе участвовать прокурор области, прокурор города Минска или его заместители.
Организационная компетенция президиума призвана обеспечить надлежащий уровень работы структурных подразделений и аппарата данного суда и единообразное направление судебной практики районных (городских) судов. К ней относится: утверждение по представлению председателя суда составов судебных коллегий; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивание председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; утверждение судебных составов внутри коллегий, заслушивание их председателей о работе составов; оказание помощи районным (городским) судам в правильном применении законодательства и повышении профессионального мастерства судей.
Порядок обсуждения на заседаниях президиума вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется регламентом, принимаемым президиумом соответствующего суда по представлению его председателя (ч. 5 ст. 41 Кодекса).
В заседаниях президиума, не связанных с рассмотрением судебных дел, могут по приглашению председателя суда принимать участие остальные судьи данного суда, председатели и судьи районных (городских) судов, руководители органов юстиции, научные работники, представители других государственных органов и общественных организаций.
На заседаниях президиума рассматриваются и вопросы об организации работы суда по приему и рассмотрению жалоб граждан, ведению делопроизводства и судебной статистики, изучению и обобщению судебной практики, систематизации законодательства.
Таким образом, подведение итогов работы структурных подразделений, аппарата суда и отдельных судей, контроль за ее качеством – одна из основных организационных функций президиума.
Президиумы проводят большую работу по осуществлению возложенной на них законом организационной функции по оказанию помощи районным (городским) судам в применении законодательства, координируя эту работу с Главным управлением юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета. Президиумы заслушивают доклады председателей районных (городских) судов о судебной практике по применению законодательства, систематически анализируют данные судебной статистики, кассационной и надзорной практики по отдельным районным (городским) судам, разрабатывают на этой основе мероприятия по улучшению их работы.
Такие формы организационных взаимосвязей способствуют повышению уровня деятельности районных (городских) судов.
В целях совершенствования организации работы на заседаниях президиума определяются дни для их созыва, заблаговременно извещаются соответствующие лица о повестке дня заседания президиума, им представляются проекты документов по организационным вопросам.
Аппарат областного (Минского городского) суда
Аппарат областного (Минского городского) суда состоит из следующих отделов[67]:
- отдел приема граждан и рассмотрения жалоб;
В его функции входит прием и регистрация поступивших обращений; ведение регистрационно-контрольных карточек на обращения граждан; рассмотрение, в пределах компетенции, поступивших обращений граждан и подготовка ответов; формирование и ведение нарядов по обращениям граждан; изучение организации работы районных (городских) судов с обращениями граждан; проведение, не реже двух раз в год, обобщений работы областного (Минского городского) суда по организации работы с обращениями граждан.
- отдел статистики и анализа судебной практики;
В его функции входит организация ведения учетно-статистической работы областного (Минского городского) суда; сбор и обработка данных о деятельности суда; подготовка обзоров судебной статистики и аналитических справок о работе суда; оказание помощи районным (городским) судам по сбору и обработке статистических данных; подготовка информации о деятельности судов области (города Минска) по запросам правоохранительных, контролирующих и других органов; обобщение судебной практики в соответствии с планом работы областного (Минского городского) суда; организация получения, хранения и распространения правовой информации, систематизация законодательства Республики Беларусь для использования в работе судьями и специалистами аппарата суда.
- отдел организационно-кадровой работы;
В его функции входит организация делопроизводства[68] и кадровой работы суда; контроль за состоянием учета и исполнения документов в суде, порядком выдачи судебных дел и судебных документов, работой архива суда, использованием и хранением служебных изданий и оргтехники; организация работы секторов отдела.
В отдел организационно-кадровой работы входят:
* сектор по уголовным делам, задачами которого является организационное обеспечение работы судебной коллегии по уголовным делам.
В его функции входит регистрация и учет уголовных дел и материалов, связанных с ними; ведение учетно-статистических карточек на уголовные дела и уголовные кассационные дела; оформление уголовных дел в стадии назначения судебного разбирательства и после их рассмотрения; прием и учет кассационных жалоб и протестов на приговоры областного (Минского городского) суда; обращение к исполнению приговоров и определений, вступивших в законную силу; контроль за исполнением приговоров и определений, вынесенных в первой и кассационной инстанциях; учет и хранение вещественных доказательств и личных документов осужденных; выдача судебных документов по уголовным делам.
* сектор по гражданским делам, который осуществляет организационное обеспечение работы судебной коллегии по гражданским делам.
В его функции входит регистрация и учет гражданских дел и материалов, связанных с ними; ведение учетно-статистических карточек на гражданские дела и гражданские кассационные дела; оформление гражданских дел в стадии назначения судебного разбирательства и после их рассмотрения; прием и учет кассационных жалоб и протестов на решения областного (Минского городского) суда; обращение к исполнению решений и определений, вступивших в законную силу; контроль за исполнением решений и определений, вынесенных в первой и кассационной инстанциях; выдача судебных документов по гражданским делам.
* сектор делопроизводства в президиуме суда, который осуществляет организационное обеспечение работы президиума областного (Минского городского) суда.
В его функции входит регистрация и учет жалоб, поступивших в порядке надзора; ведение карточек на гражданские (уголовные) надзорные дела, алфавитных указателей на надзорные жалобы по гражданскому (уголовному) делу; ведение производства по гражданскому (уголовному) надзорному делу, оформление производств по истребованному гражданскому (уголовному) надзорному делу после его изучения председателем суда; регистрация и учет дел, поступивших в порядке надзора; составление списков дел, внесенных на рассмотрение президиума суда; ведение наряда копий постановлений президиума суда по гражданским (уголовным) делам.
Во главе каждого сектора стоит заведующий, который назначается и освобождается от должности приказом председателя областного (Минского городского) суда по предварительному согласованию с Министерством юстиции Республики Беларусь. В состав сектора входят специалист и инспектор.
Наряду с секторами в состав отдела организационно-кадровой работы входят заведующий архивом, секретари судебного заседания, судебный исполнитель, а также работники, осуществляющие техническое обслуживание суда (заведующий хозяйством, комендант, инженер-программист, курьер, водитель и др.).
Начальники отделов назначаются и освобождаются от должности приказом Министра юстиции Республики Беларусь по представлению председателя областного (Минского городского) суда. В отделах работают специалисты, консультанты, инспектора.
Организация работы областного (Минского городского) суда
Работу областного (Минского городского) суда организуют председатель суда и его заместители с помощью аппарата суда.
Председатель областного (Минского городского) суда прежде всего является судьей, поэтому в круг его полномочий входят процессуальные функции, связанные с рассмотрением судебных дел. Он вправе: председательствовать в судебных заседаниях при разбирательстве дел по первой инстанции и в кассационном порядке; истребовать для проверки в порядке надзора судебные дела из нижестоящих судов; приносить протесты в порядке надзора на решения, приговоры, постановления и определения районных (городских) судов, вступившие в законную силу; приостанавливать исполнение решений по судебным делам в случаях и порядке, установленных законом; передавать дела для рассмотрения по первой инстанции при наличии предусмотренных законом оснований из одного районного (городского) суда в другой в пределах данной области (г. Минска); рассматривать жалобы и протесты на постановления районных (городских) судов по делам об административных правонарушениях.
Как руководитель органа судебной власти среднего звена председатель областного (Минского городского) суда:
1) организует деятельность соответствующего суда;
2) распределяет обязанности между своими заместителями;
3) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;
4) назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
5) распределяет обязанности между судьями;
6) ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов;
7) вносит в президиум суда представления по формированию составов судебных коллегий и судебных составов;
8) вправе истребовать из районных (городских) судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству;
9) осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата суда;
10) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;
11) руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, ведению и анализу судебной статистики;
12) ведет личный прием граждан, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их обращений и жалоб;
13) информирует Пленум Верховного Суда о практике применения судами законодательства;
14) представляет суд в отношениях с государственными органами, иными организациями.
Председатель областного (Минского городского) суда имеет двух заместителей, которые одновременно являются председателями судебных коллегий по уголовным и гражданским делам.
Заместители председателя областного (Минского городского) суда:
- в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии;
- председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий;
- информирует президиум суда о работе возглавляемых ими судебных коллегий;
- ведут личный прием граждан;
- организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение и анализ судебной статистики;
- организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда в соответствии с распределением обязанностей.
В случае отсутствия председателя областного (Минского городского) суда или при невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия председателя суда осуществляет один из заместителей председателя в соответствии с распределением обязанностей (ч. 4 ст. 38 кодекса).
Председатели судебных составов, действующих в судебных коллегиях для рассмотрения дел в кассационном порядке, призваны:
- организовать и обеспечить рассмотрение дел в соответствии с требованиями процессуального закона;
- распределять дела для подготовки и изучения между членами данного состава;
- председательствовать в судебных заседаниях;
- осуществлять контроль за исполнением кассационных определений;
- оказывать районным (городским) судам закрепленной за составом зоны помощь в применении законодательства;
- регулярно отчитываться на заседаниях президиума о работе состава.
Формой оперативного руководства судебной практикой являются совещания под руководством председателя суда, в которых принимают участие его заместители, председатели судебных составов и начальник соответствующего управления юстиции. На таких совещаниях анализируются итоги кассационной и надзорной практики, вскрываются причины отмены и изменения приговоров и решений районных (городских) судов, вносятся конкретные предложения и намечаются организационные меры по предупреждению аналогичных нарушений закона.
Помощник председателя оказывает помощь председателю в планировании работы суда, в подборе и формировании резерва кадров, аттестации кадров, проведении работы по исполнению приказов и поручений председателя суда, постановлений президиума, присутствует на заседаниях президиума и оперативных совещаниях; осуществляет контроль за соблюдением Инструкции по делопроизводству; по поручению председателя осуществляет контроль за рассмотрением обращений граждан; оказывает помощь в изучении и обобщении судебной практики; по поручению председателя суда разрешает отдельные категории жалоб и заявлений; участвует в приеме граждан; оказывает помощь председателю суда в подготовке, организации и проведении заседаний президиумов, семинаров, совещаний, учебе кадров, подведению итогов работы суда; ведет протоколы оперативных совещаний; следит за исполнением принятых решений и др. Планирование работы суда осуществляется в текущих планах и планах на полугодие.
Текущее планирование направлено на организацию повседневной работы: разрешение судебных дел по первой инстанции и в кассационном порядке, рассмотрение протестов в порядке надзора.
В планах предусматриваются такие виды деятельности как обобщение судебной практики, проведение совещаний судей и работников аппарата, организация учебы судей нижестоящих судов, повышение квалификации судей и работников аппарата данного суда и т.п.
Прием граждан производится председателем суда, его заместителями, судьями и работниками соответствующего отдела суда в строго установленное время. В случае, если жалоба требует рассмотрения, то определяется исполнитель, сроки и порядок разрешения.
Работа с кадрами областного (Минского городского) суда осуществляется председателем суда, его заместителями, председателями судебных составов и касается как судей, так и работников аппарата суда.
Важное направлением в деятельности областных (Минского городского) судов – изучение и обобщение судебной практики как нижестоящих судов, так и собственной кассационной и надзорной практики данного суда. В зависимости от целей она обобщается по категориям уголовных или гражданских дел, по вопросам применения материального или процессуального законодательства, по итогам работы районных (городских) судов и т.п. Это позволяет выявить
ошибки и недостатки в работе судебных коллегий или президиума областного (Минского городского) суда, нижестоящих судов, их причины, определить меры по улучшению судебной деятельности. Осуществляется эта функция в судебных коллегиях под руководством их председателей, а также соответствующим отделом областного (Минского городского) суда.
Работа по систематизации законодательства осуществляется в областном (Минском городском) суде также как и в районных (городских) судах. Она ведется соответствующим отделом суда и заключается в ведении контрольных экземпляров официальных изданий законов, кодексов, других нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда, алфавитно-предметной картотеки по законодательству и судебной практике.
Делопроизводство ведется в целях обеспечения качества всей судебной работы, оформления ее результатов, исполнения принятых решений. Отвечающие за эту работу лица следят за сохранностью документов и движением дела в суде, ведут регистрационные журналы, книги, карточки и наряды установленной формы в президиуме, судебных коллегиях и соответствующих отделах суда.
Статистическая отчетность по рассмотрению уголовных и гражданских дел осуществляется под руководством председателя суда по соответствующим формам и в установленные сроки. Статистические отчеты направляются периодически в Министерство юстиции Республики Беларусь.
Областной (Минский городской) суд оказывает помощь районным (городским) судам в применении законодательства и повышении профессионального мастерства судей.
Формы этой деятельности:
- устное и письменное консультирование по применению законодательства;
- совместное обобщение судебной практики;
- выезды в районные (городские) суды для оказания помощи на местах;
- участие в проверках организации работы районных (городских) судов, проводимых органами Министерства юстиции;
- руководство практикой судей районного (городского) суда в вышестоящем суде;
- проведение регулярных совещаний районных (городских) судей, где обсуждаются актуальные вопросы их деятельности;
- организация семинаров и занятий по изучению нового законодательства.
Судьи областного (Минского городского) суда, за которыми закреплен соответствующий район или несколько районов области или города Минска, концентрирует у себя и фиксирует основные показатели, характеризующие работу определенного суда (судов) по осуществлению правосудия: поступление и сроки рассмотрения дел, исполнение судебных решений, стабильность приговоров и решений, меры процессуальной профилактики и т.п. При выездах в районные (городские) суды ими изучается состояние применения законодательства, порядок распределения дел между судьями, их специализация и нагрузка, культура проведения судебных заседаний, практика назначения наказаний, качество оформления процессуальных документов.
На основе результатов обобщений судебной практики областные (Минский городской) суды направляют в районные (городские) суды одобренные президиумом или судебной коллегией обзоры, содержащие анализ ошибок в работе по применению законодательства.
3.3. Военные суды
Исторически военные суды представляют собой первые специализированные органы правосудия в белорусской судебной системе. Своеобразие их правового статуса заключается в следующем:
* военные суды – часть системы общих судов и на них в полной мере распространяются нормы Конституции об основах судебной власти, Кодекса о судоустройстве и статусе судей, процессуального законодательства, разъяснения Пленума Верховного суда Республики Беларусь;
* наряду с осуществлением общих для всех органов правосудия задач на военные суды возложено выполнение ряда специфических функций. Они призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность вооруженных сил, с нарушениями воинской дисциплины и установленного порядка несения службы;
* система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом численности и дислокации воинских частей вооруженных сил, иных войск и воинских формирований. Она состоит из трех звеньев: межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда;
* обладают определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным, городским, областным, Минскому городскому), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов соприкасаются лишь в Верховном Суде – общем для них высшем судебном органе;
* рассматривают дела в отношении узкого круга субъектов – лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела о всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские дела по искам, возникающим из воинских отношений.
Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляется Верховным Судом Республики Беларусь, а организационное обеспечение деятельности военных судов – Министерством юстиции (ч. 2 ст. 183 Кодекса).
Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности Военной коллегии Верховного Суда и военных судов осуществляется Министерством обороны за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделяемых на эти цели Министерству обороны (ч. 2 ст. 183, ст. 191 Кодекса).
Подсудность военных судов
Уголовные дела могут быть предметом рассмотрения военных судов, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего.
Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в вооруженных силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.
Статус военнослужащих приобретается гражданами Республики Беларусь со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы (ст. ст. 1 и 2 Закона «О статусе военнослужащих в Республике Беларусь»).
Статус военнослужащих распространяется на:
§ офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях сержантов, старшин и рядовых, курсантов и слушателей военно-учебных заведений, сержантов, старшин, солдат и матросов срочной службы, проходящих ее в вооруженных силах, внутренних и пограничных войсках, Комитете государственной безопасности, иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с действующим законодательством;
§ военнообязанных, призванных на сборы.
Лицо, не обладающее указанным статусом, может предстать перед военным судом в качестве обвиняемого лишь в следующих случаях: когда хотя бы один из его соучастников в совершении преступления является военнослужащим; когда он совершил преступление будучи военнослужащим, а моменту рассмотрения дела в суде уволен с военной службы; когда хотя бы одно из совершенных им преступлений подсудно военному суду (ст. 270 УПК).
К исключительной подсудности военных судов относятся уголовные дела о воинских преступлениях. Это невыполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части или места службы и другие (глава 37 УК).
Уголовные дела о преступлениях рассматриваются судьей военного суда единолично, если мера наказания за их совершение не превышает десяти лет лишения свободы. Во всех остальных случаях дело должно рассматриваться коллегиальным составом: судьей военного суда и двумя народными заседателями. Если соучастником военнослужащего являлся несовершеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриваться коллегиальным составом суда.
Как и районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды разрешают жалобы участников процесса на задержание, заключение под стражу, продление срока содержания под стражей, прекращение предварительного расследования и уголовного преследования, принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение, отказ в возбуждении уголовного дела. Этим занимается судья военного суда единолично.
Военные суды рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из воинских отношений. Это дела по спорам военнослужащих о переводах, возмещении материального ущерба, увольнении с воинской службы, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы (ст. 43 ГПК).
Военные суды осуществляют судебную защиту военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц путем рассмотрения гражданских дел:
§ о необоснованной задержке в присвоении очередного воинского звания;
§ о незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке;
§ об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего или членов его семьи, а также по иным семейным обстоятельствам;
§ о необоснованном понижении в должности;
§ об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законами и иными нормативными актами;
§ о возложении на военнослужащих обязанностей, не предусмотренных законодательством, положениями о прохождении службы и воинскими уставами;