Прежде всего, следует указать, что государственный общеобразовательный стандарт по любой специальности делит дисциплины, которые должен изучить каждый студент, на четыре цикла:
· общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
· общие математические и естественнонаучные дисциплины;
· общепрофессиональные дисциплины;
· дисциплины специализации, в которых выделяются дисциплины специальности и дисциплины специализации.
Как и всем, получающим гуманитарное образование, документоведам в первом цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин предлагается стандартом изучить:
· иностранный язык;
· физическую культуру;
· отечественную историю;
· культурологию;
· политологию;
· психологию и педагогику;
· русский язык и культуру речи;
· социологию;
· философию;
· экономику.
Но по первому циклу стандарт допускает для вузов вариантность набора дисциплин. Абсолютно обязательны для каждого вуза 4 дисциплины: иностранный язык, физическая культура (для дневной формы обучения); отечественная история и философия. Остальные базовые дисциплины могут быть реализованы по усмотрению вуза. То есть вуз может внести в свой учебный план все дисциплины первого цикла, предложенные в стандарте, что многие вузы, готовящие специалистов – документоведов, и делают, а может выбрать из них лишь какую-то часть, исключив несколько дисциплин.
Набор дисциплин федеральных компонентов остальных трех циклов одинаков для всех вузов, готовящих специалистов по специальности "Документоведение и документационное обеспечение управления".
Второй цикл - общематематические и естественнонаучные дисциплины. Он включает:
- математику и информатику;
- концепцию современного естествознания.
Впервые предусмотренное стандартом (как 1996 г., так и новым 2000 г.) включение в профессиональные образовательные программы гуманитариев цикла математических и естественнонаучных дисциплин позволяет создать такую структуру образования, "которая поможет готовить специалиста, ориентированного на деятельность как теоретического, так и прикладного характера, осуществляя при этом процесс обучения и воспитания в русле целостной человеческой культуры, взятой в единстве ее естественнонаучных и гуманитарных составляющих".
В третий цикл общепрофессиональных дисциплин входят:
- введение в специальность;
- трудовое право;
- гражданское право;
- вычислительная техника и программирование;
- компьютерные информационные технологии в документационном обеспечении управления;
- менеджмент;
- социология управления;
- современная организация государственных учреждений России;
- документоведение;
- организация и технология документационного обеспечения управления.

Схема №2. Общепрофессиональные дисциплины и дисциплины специальности документоведа
В четвертом цикле дисциплин специализации названы:
- информационное обеспечение управления;
- организационное проектирование;
- технические средства управления;
- архивоведение;
- информационная безопасность и защита информации;
- психология делового общения;
- организация секретарского обслуживания;
- документная лингвистика.
Таким образом, в стандарте перечислен обязательный набор дисциплин по специальности, который входит в пятилетний учебный план, составляемый каждым вузом, готовящим по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления».
Помимо обязательных дисциплин в соответствии с федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" каждый вуз добавляет в учебный план дисциплины национально-регионального компонента и обязательно включает в каждый цикл дисциплины по выбору студента (спецкурсы и спецсеминары), устанавливаемые вузом и предусматривает факультативные дисциплины. Следовательно, учебные планы различных вузов, готовящих специалистов – документоведов, имеют лишь единую основу, но различаются по набору дисциплин за счет вводимого внутривузовского компонента, курсов по выбору студента и факультативных курсов. И действительно, одни вузы делают больший упор на компьютерные технологии, вводя соответствующие дисциплины, другие, добавляют больше курсов, связанных с особенностями текстов служебных документов и их унификации, третьи делают упор на изучении закономерностей документообразования и истории складывания и развития формуляра документа. Выбор дополнительных дисциплин чаще всего связан с тем, на базе какого факультета открывается специальность, например, филологического, исторического, автоматизации, и каковы возможности вуза.
Перечень дисциплин национально-регионального компонента и дисциплин по выбору студента устанавливается ученым советом самого вуза.
Но стандарт не только называет обязательный набор изучаемых дисциплин, но и излагает требования к обязательному минимуму их содержания.






