Циклы государственных образовательных программ

Прежде всего, следует указать, что государственный общеобразовательный стандарт по любой специальности делит дисциплины, которые должен изучить каждый студент, на четыре цикла:

· общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

· общие математические и естественнонаучные дисциплины;

· общепрофессиональные дисциплины;

· дисциплины специализации, в которых выделяются дисциплины специальности и дисциплины специализации.

Как и всем, получающим гуманитарное образование, документоведам в первом цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин предлагается стандартом изучить:

· иностранный язык;

· физическую культуру;

· отечественную историю;

· культурологию;

· политологию;

· психологию и педагогику;

· русский язык и культуру речи;

· социологию;

· философию;

· экономику.

Но по первому циклу стандарт допускает для вузов вариантность набора дисциплин. Абсолютно обязательны для каждого вуза 4 дисциплины: иностранный язык, физическая культура (для дневной формы обучения); отечественная история и философия. Остальные базовые дисциплины могут быть реализованы по усмотрению вуза. То есть вуз может внести в свой учебный план все дисциплины первого цикла, предложенные в стандарте, что многие вузы, готовящие специалистов – документоведов, и делают, а может выбрать из них лишь какую-то часть, исключив несколько дисциплин.

Набор дисциплин федеральных компонентов остальных трех циклов одинаков для всех вузов, готовящих специалистов по специальности "Документоведение и документационное обеспечение управления".

Второй цикл - общематематические и естественнонаучные дисциплины. Он включает:

- математику и информатику;

- концепцию современного естествознания.

Впервые предусмотренное стандартом (как 1996 г., так и новым 2000 г.) включение в профессиональные образовательные программы гуманитариев цикла математических и естественнонаучных дисциплин позволяет создать такую структуру образования, "которая поможет готовить специалиста, ориентированного на деятельность как теоретического, так и прикладного характера, осуществляя при этом процесс обучения и воспитания в русле целостной человеческой культуры, взятой в единстве ее естественнонаучных и гуманитарных составляющих".

В третий цикл общепрофессиональных дисциплин входят:

- введение в специальность;

- конституционное право;

- административное право;

- трудовое право;

- гражданское право;

- информационные системы;

- вычислительная техника и программирование;

- компьютерные информационные технологии в документационном обеспечении управления;

- менеджмент;

- социология управления;

- современная организация государственных учреждений России;

- документоведение;

- организация и технология документационного обеспечения управления.

Схема №2. Общепрофессиональные дисциплины и дисциплины специальности документоведа

В четвертом цикле дисциплин специализации названы:

- информационное обеспечение управления;

- организационное проектирование;

- технические средства управления;

- архивоведение;

- информационная безопасность и защита информации;

- психология делового общения;

- организация секретарского обслуживания;

- документная лингвистика.

Таким образом, в стандарте перечислен обязательный набор дисциплин по специальности, который входит в пятилетний учебный план, составляемый каждым вузом, готовящим по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Помимо обязательных дисциплин в соответствии с федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" каждый вуз добавляет в учебный план дисциплины национально-регионального компонента и обязательно включает в каждый цикл дисциплины по выбору студента (спецкурсы и спецсеминары), устанавливаемые вузом и предусматривает факультативные дисциплины. Следовательно, учебные планы различных вузов, готовящих специалистов – документоведов, имеют лишь единую основу, но различаются по набору дисциплин за счет вводимого внутривузовского компонента, курсов по выбору студента и факультативных курсов. И действительно, одни вузы делают больший упор на компьютерные технологии, вводя соответствующие дисциплины, другие, добавляют больше курсов, связанных с особенностями текстов служебных документов и их унификации, третьи делают упор на изучении закономерностей документообразования и истории складывания и развития формуляра документа. Выбор дополнительных дисциплин чаще всего связан с тем, на базе какого факультета открывается специальность, например, филологического, исторического, автоматизации, и каковы возможности вуза.

Перечень дисциплин национально-регионального компонента и дисциплин по выбору студента устанавливается ученым советом самого вуза.

Но стандарт не только называет обязательный набор изучаемых дисциплин, но и излагает требования к обязательному минимуму их содержания.




double arrow
Сейчас читают про: