Правила общественного поведения обязательны для всех индивидуумов, в независимости от того, какую социальную роль они исполняют в данный момент. Однако ясно, что чем более высокую должность и более высокое общественное положение они занимают, тем более заметны они в обществе, (тем более за их поведением наблюдают в обществе) и тот, кто не знает и не соблюдает общепринятых правил поведения в обществе, не может быть хорошим руководителем, успешно вести различные переговоры, встречи и т. д.
Общественное (вежливое) поведение - это не только набор формальных действий (где остаться сидеть, когда встать, кому подать руку первым и т. п.), но его основу создает значительно более сложное явление, фактор, который внешне проявляется и определяется как (общественный) такт. Его характеризуют (определяют) как приспособление общих принципов и правил общественного поведения к каждому отдельному случаю, соответствующее обстоятельствам применение в конкретной ситуации. Имеется ввиду какое-то выражение (этической) сущности человека, путем проявления отношения к действительности, взглядов, ценностной ориентации, отношения к другим людям и проявление его так называемой “социальной интеллигентности”.
|
|
Вежливое, приличное поведение не означает не мягкотелость, ни униженность. Наоборот, приличное поведение является одним из условий уже упомянутого самоутверждающего (асертивного) поведения.
Правила общественного поведения из уважения, признания так называемых общественных преимуществ. В ситуациях рабочего и общественного характера определенным лицам дается преимущество перед другими, причем принимается во внимание не только фактор должности, но и возраста, пола и т. д. (В дальнейшем тексте ожидается элементарное знание правил общественного поведения, см. рекомендованную литературу). Например, если три человека идет вместе, наиболее почетное место посередине (самый старший человек), следующее - слева от него, и справа - самый младший (или наименее общественно значимый человек).
В повседневных рабочих отношениях часто возникают ситуации, когда вместе находятся лица с различными “общественными преимуществами”. К сожалению, не бывает правилом, что если стоит старший и занимающий более высокое общественное положение человек, то встает и более младший и занимающий более низкое общественного положение, чаще всего бывает так, что он сидит. Весьма неприлично, если такое поведение наблюдается в ситуации, где присутствуют мужчина и женщина. Общепринято, что если женщина стоит, мужчина обязан также встать.
Приветствие является проявлением уважения, взаимного признания. Здесь также действуют общественные преимущества, это означает, что приветствует младший старшего, подчиненный начальника и т. п. Это положение общеизвестно, но, к сожалению, не всегда соблюдается, так же как и тот факт, что при приветствии следует улыбаться и смотреть в глаза. (При приветствии недопустимо держать руки в карманах).
|
|
При прощании часто встречаемся с сокращением стандартного вежливого выражения “до свидания” до “пока, привет” и т. п. Это проявление невежливости по отношению к людям старшим по возрасту и положению (и служащих по отношению к клиентам).
Руку первым имеет право подавать человек более высокого общественного, должностного положения, т. е. старший младшему, женщина мужчине, хозяин гостю, начальник подчиненному.
Весьма важно и необходимо знание правил знакомства и представления. Общим правилом является то, что знакомятся лица незнакомые - сами, или посредством третьего лица. Младшее лицо представляется (или его представляют) старшему лицу (а не наоборот). Акт представления осуществляет тот, кто знает обе стороны. В рабочих отношениях это означает, что нового работника представляет руководитель подразделения ближайшим сотрудникам. При контакте с другими подразделениями работник часто бывает вынужден представиться самостоятельно, при ближайшем удобном случае.
Проверкой общественного такта является, например, рабочий разговор. Разговор, в сущности, всегда является обменом мнениями и информацией. Его составной частью является, и способность формулировать собственные мысли и мнения таким образом, что бы они были максимально приемлемы и понятны другому лицу. Речь идет о диалоге, в котором мы проявляем не только умение говорить, но также и молчать и слушать, не перебивать других и позволить им закончить свою мысль, не иронизировать, уметь задавать вопросы, придерживаться темы, не использовать слова - “паразиты” типа “просто, ну, конечно и т. п.”, далее, не сплетничать об отсутствующих, использовать соответствующую разговору мимику, жестикуляцию и т. д.
При ведении телефонного разговора действуют следующие правила: в начале разговора необходимо представиться и поприветствовать. Собственно разговор (в особенности официальный) начать кратким общепринятым вступлением (вопрос о здоровье, “Как дела?” и т. п.). Также необходимо поинтересоваться у того, кому вы звоните, если у него время для более продолжительного разговора. Результат разговора (если он имеет особую важность), желательно (а иногда и необходимо) подтвердить письменно. Телефонный разговор в основном заканчивается кратким подведением его результатов и заканчивает его лицо старшее по возрасту и положению (должности). Разговор в принципе должен быть кратким и по существу.
Соблюдать правила общественного поведения необходимо: мы должна их освоить в совершенстве и проявить их знание в чрезвычайных или стрессовых ситуациях. Когда вы уверенно владеете правилами общественного поведения, вы сможете без затруднений вращаться в любой среде (и за рубежом) и на любом уровне. И наоборот, незнание этих правил может принципиально повлиять на общий результат материальной стороны нашего поведения.