Этикет, его понятия

Термин этикет, то есть установленные правила поведения, формы обхождения, принятые в обществе или в какой либо его части, перешел к нам из французского языка. Корень слова – греческий (в переводе –обычай), от него происходит слово этика, означающее:

- философское учение о нравственности, морали;

- нормы поведения, совокупность правил, принятых среди членов общества, какой-либо социальной или профессиональной группы, корпорации и т.п.

Этика является теорией морали, наукой о нравственности. Нравственные (этические) нормы, в сущности, являются обязательными правилами поведения и общений людей в обществе по отношению друг к другу. Эти правила обусловлены настоящей ступенью развития общества, культурным контекстом, системой общепризнанных ценностей и т. п.

Этикет - большая и важная часть общечеловеческой культуры, выработанной на протяжении многих веков всеми народами, впитавшая в себя представления народов о добре, справедливости, человечности, красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности. В древности международным эталоном считался греческий этикет.

Лучшие традиции русского национального этикета развива­лись в XIX в. в среде, так называемой разночинной интеллигенции, вышедшей из демократических слоев населения. Вырабатыва­лись принципы новых отношений между людьми, отвергались, высмеивались бессмысленные условности, как дворянского этике­та, так и мещанско-купеческой манерности, провозглашались и пропагандировались естественность и простота в общении людей между собой. Уважение к «отцу-ба­тюшке», к «родной матушке», вообще к старшим по возрасту, бе­режное, любовное отношение к «красным девицам» и взаимное чувство уважения девиц к «добрым молодцам», гостеприимство, честность, трудолюбие, скромность - все это не предписывалось сверху административным путем, а вкладывал ось в душу русско­го человека через песню, сказку, пословицу.

Что касается российского официального этикета, его развитие отражено в соответствующих документах. Так, в 1747 г. при Ели­завете Петровне был опубликован документ из 98 параграфов «Церемония о послах чужестранных государей при Император­ском Всероссийском дворе». В 1827 г. вышел в свет свод протоколь­ных правил «Высочайшие утвержденные этикеты при Императорском Российском дворе», а в 1889 г. был опубликован еще один документ - «Правила светской жизни и этикета».

Особенностью этикета является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональностью и полезностью вложенного в них содержания.

Практическое значение этикета состоит в том, что он дает воз - можность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

Этикет определяет технические аспекты общения: как спорить, не задевая чувства собеседника, как вести себя за столом, какие дарить подарки, как принимать гостей, как вести себя в об­щественных местах, на улице и т. д.

Естественно, что вопросы этикета особенно интересуют тех, кому по характеру работы приходится часто общаться с людьми разных профессий, условий жизни, и не только в своей стране, но и за рубежом. Отсюда и возникает сложность рекомендаций, при­годных на все случаи жизни. Понятно, что такие рекомендации могут относиться лишь к наиболее общим формам ежедневного общения людей между собой как в рабочих условиях, так и вне их:­ в театре, кино, на улице, в гостях и т. д.

Правила этикета в отличие от норм морали являются условны­ми, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведе­нии людей является общепринятым, а что нет. Каждый культур­ный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаи­моотношений.

Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правиль­но вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облег­чает установление контактов, способствует достижению взаимо­понимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обусловливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит об­щественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом пове­дения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, дома же с близкими, не церемонятся, грубы и нетактичны. Это свидетельствует о невысокой культуре и плохом воспитании.

О воспитанности и хороших манерах свиде­тельствует умение управлять своими отрицательными эмоциями. В соответствии с этикетом лучшее средство победить в себе и дру­гих раздражение и недовольство - это улыбка. В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

С сожалением приходится констатировать, что в современной России в повседневном обиходе этикет не пользуется особым по­четом. Это относится не только к поведению в общественных мес­тах, транспорте, быту, но и на службе. Создается впечатление, что грубость и разнузданность, называемые ошибочно раскованностью, становятся признаками современного «хорошего тона».

Подобное пренебрежение этикетом наносит большой ущерб делу. Примеров тому множество. Неуклюжая манера диалога с деловым партнером, неумение провести деловой разговор по телефону, нежела­ние отвечать на деловые письма - лишь немногие из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: