Структура и содержание производственной практики

Основными базами учебной документоведческой практики на историческом факультете ЮФУ являются: страховая компания «Адмирал», АО «Мобильные телесистемы», Главное Управление миграционной службы Ростовской области, государственный архив РО, Центр документации новейшей истории РО.

Учебная практика проводится с первого курса. Продолжительность практики – 4 недели. Продолжительность рабочего дня для студентов в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю.

№ п/п Разделы дисциплины (виды деятельности) Время выполнения
1. Инструктаж по технике безопасности 1 неделя
2. Вводные лекции по «Музееведению»
3. Практическая работа в организациях по профилю подготовки 2-3 неделя
4. Подготовка и сдача отчета по практике 4 неделя

Общая трудоемкость учебной практики составляет 108 часов зачетных единиц 3

  № п/п   Разделы (этапы) практики Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
    лекции стажировка Самостоятельная работа    
  Подготовительный этап. Инструктаж по технике безопасности         Ведение жупнала техники безопасности
  Знакомство с учреждением, его структурой. Обзорная лекция руководителя базы практики         Отчет о практике
  Изучение организационных документов         Отчет о практике
  Изучение нормативно-методических документов организации, регламентирующих документирование ее деятельности         Отчет о практике
  Выявление систем документации, функционирующих в учреждении         Отчет о практике
  Изучение особенностей процессов документирования в данной организации         Отчет о практике
             

Комментарии: На первую тему отводится один-два рабочий день. Руководящими работниками учреждения проводится беседа со студентами об истории учреждения, его задачах, направлениях деятельности учреждения, структуре и особенности документирования управленческой деятельности. Если учреждение имеет архив и историческую справку о фондообразователе, студенты получают ее для ознакомления.

Затем студенты изучают организационно-правовые документы, регламентирующие юридический статус организации, его организационно-правовую форму, организационную структуру, руководство:

· Устав (положение) организации.

· Положение о структурных подразделениях.

· Должностные инструкции сотрудников.

· Штатное расписание.

Если организация не считает возможным ознакомить студентов с этими документами, то сведения об организации студенты собирают, используя метод интервьюирования или опроса. В итоге студенты должны собрать информацию по следующим вопросам:

· Дата создания организации;

· Название организации;

· Организационная структура и порядок управления;

· Степень отражения в организационных документах требований к документированию управленческой деятельности (порядок издания, подписания и т.п.).

Все собранные данные студенты оформляют в виде дневниковых записей, где отмечают дату записи.

На втором этапе практики студенты знакомятся с нормативно-методическими документами организации, регламентирующими правила создания и оформления документов. В числе этих документов могут быть инструкция по делопроизводству (или по работе с документами), правила оформления документов, регламенты, приказы (распоряжения) о порядке создания и согласования отдельных видов документов, номенклатура дел и другое.

Изучая эти источники, студенты выявляют состав применяемых в практике документирования организационно-распорядительных документов. При этом обращается особое внимание на степень регламентации требований к каждому конкретному виду документа, его применение.

В ходе опроса сотрудников службы документационного обеспечения и специалистов структурных подразделений организации студентами выявляется состав документов других систем документации, используемых в деятельности организации (помимо организационно-распорядительных). студентами выявляется унифицированные формы, а также индивидуальные документы (созданные сотрудниками организации). Нужно обратить внимание на состав документов (по их названиям) и их назначение (для каких управленческих задач используются формы документов).

В дневнике практики студенты отмечают выявленные системы документации и фиксируют наиболее распространенные в практике работы организации виды документов.

На следующих этапах практики студенты анализируют порядок составления и оформления управленческих документов в организации:

· Организационных;

· Распорядительных;

· Информационно-справочных;

· Других систем документации (с правилами оформления документов других систем документации студенты знакомятся, но не анализируют).

Переходя к анализу документов, студенты обращают особое внимание на:

· Оформление и использование бланков;

· Способы создания документов;

· Оформление документов;

· Способы их передачи.

Изучая бланки организации, студенты выявляют их виды, назначение, правила использования и хранения бланков.

Анализ самих бланков организации студенты проводят с точки зрения соответствия состава и расположения реквизитов бланка установленным требованиям, обращая внимание на:

· Соответствие наименования организации требованиям ГОСТ и законодательства;

· Состав реквизитов каждого вида бланков;

· Их расположение;

· Применяемые шрифты.

Особое внимание обращается на должностные бланки, бланки совместных предприятий, бланки писем для переписки с зарубежными партнерами.

Выявленные отклонения от существующих требований отмечаются в дневнике практики.

Изучая процесс составления и оформления документов, проверяют наличие:

· Заголовка к тексту;

· Даты;

· Индекса;

· Отметки об исполнителе и т.п.

Следует проверить также правильность адресования. Особое внимание на порядок внутреннего и внешнего согласования документов, подписания, утверждения; выявляют документы, на которые в организации ставится печать.

Анализируя способы создания документов, студенты отмечают, кто изготавливает документы: специалисты, технические исполнители, секретари, какой способ создания документов наиболее распространен организации. При наличии компьютеров отмечают, какие программные средства применяются и их функциональные возможности; используются ли какие-либо базы данных при составлении документов: законодательные, по документам организации, адресные и другие; используются ли трафаретные тексты, наборы стандартных фраз и выражений и при составлении каких документов их применяют.

Особо следует отметить требования к заполнению унифицированных форм, утвержденных соответствующими ведомствами (бухгалтерские, кадровые, первичные статистические документы и т.п.).

Собранные данные студенты фиксируют в дневнике практики, указывая выявленные особенности оформления по каждому виду документов. Отдельно студент отмечает навыки, полученные им в процессе практики. Обобщение собранных данных студенты проводят после беседы с руководителем практики от организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: