Единый с/х налог

Аграрный комплекс оказался наименее защищенным звеном российской экономики. Государственные меры финансового оздоровления сельского хозяйства преследуют несколько целей, среди которых, безусловно, следует перечислить:

1. привлечение предпринимательства в сельское хозяйство;

2. льготное кредитование и финансирование;

3. льготное налогообложение;

Льготное налогообложение как часть государственной поддержки сельскохозяйственных производителей связана в первую очередь с трудностями рыночной экономики.

На сегодня для сельскохозяйственных товаропроизводителей действуют два режима налогообложения: общий режим налогообложения и специальный режим налогообложения (ЕСХН).

Предприятия, находящиеся на общем режиме налогообложения, уплачивают следующие виды налогов: НДС, налог на прибыль (предусмотрена льгота по налогу на прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции), единый социальный налог, транспортный налог (льгота в части грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники), налог на имущество (льгота в отношении имущества, используемого для производства и хранения сельскохозяйственной продукции), земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, за пользование водными объектами и платежи за загрязнение окружающей среды. Налог с продаж, налог на рекламу, целевые сборы на содержание милиции с 2004 года отменены.

С 1 января 2004 года вступила в действие Глава 26.1. Налогового Кодекса Российской Федерации[12] «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)» в новой редакции.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает основной вид налога для сельскохозяйственных производителей. Это единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН ).

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, установленная гл.26.1 НК РФ, - это специальный налоговый режим. Возможность его применения не зависит от того, введен ли ЕСХН законом субъекта РФ (как это было до 1 января 2004 г.). Нормы гл.26.1 действуют непосредственно на всей территории России. Перейти на уплату этого налога каждый налогоплательщик может добровольно (п.2 ст.346.1 НК РФ). Те, кто избрал эту систему налогообложения, не вправе отказаться от ее применения до окончания налогового периода.

Единый сельскохозяйственный налог заменяет собой уплату ряда налогов[13].

Первый заменяемый налог – налог на прибыль. Сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на специальный режим налогообложения, до 2006 года освобождены от уплаты налога на прибыль от сельскохозяйственной деятельности (налогообложению подлежит прибыль от прочей деятельности).

Второй заменяемый налог – налог на имущество.

Третий заменяемый налог – НДС. При переходе на специальный режим налогообложения прекращаются обязательства по уплате НДС. В прошедшем году, с облагаемых объемов реализации НДС, подлежащий уплате в бюджет, составил по сельским товаропроизводителям 450 млн. руб. НДС, уплаченный поставщикам по материальным ресурсам, приобретенным на производство, составил 520 млн. руб. Разница в сумме 70 млн. руб. оставалась у сельхозтоваропроизводителей на пополнение оборотных средств.

Условия перехода на единый сельскохозяйственный налог.

Переход на уплату ЕСХН с общего режима налогообложения устанавливается следующий: в период с 20 октября по 20 декабря, предшествующий году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату ЕСХН, в налоговую инспекцию по месту нахождения подается заявление. При подаче заявления предоставляют данные о доле дохода от сельскохозяйственной продукции в общем объеме дохода по итогам 9 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о переходе на уплату ЕСХН.

Переход на уплату ЕСХН осуществляется предприятиями добровольно. В 2004 году, поскольку закон был принят уже в ноябре, срок подачи заявления в налоговый орган о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога продлен до 1 июня 2004 года.

Налоговым периодом признается календарный год. Перейти на общий режим налогообложения до окончания налогового периода нельзя. Переход возможен только с начала календарного года, уведомив об этом ИМНС не позднее 15 января года, в котором предприятие предполагает перейти на общий режим налогообложения. Если по итогам налогового периода выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составит менее 70 %, то налогоплательщик подает заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения в течение 20 календарных дней по истечении налогового периода и производит уплату исчисленных сумм налогов до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом по ЕСХН. Налогоплательщик, перешедший на общий режим налогообложения вправе перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после того, как утратил право на его применение.

Налоговым кодексом ограничена возможность одновременного применения других спецрежимов. Так, налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе применять ЕСХН и наоборот. В то же время сельхозпредприятия, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, не могут перейти на уплату ЕСХН (п.З ст.346.2 НК РФ), но вправе при этом применять "упрощенку".

Вновь созданные организации и предприниматели вправе перейти на уплату ЕСХН без ограничений с момента постановки на учет в налоговых органах, если подадут соответствующее заявление в налоговую инспекцию одновременно с заявлением о госрегистрации.

Понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основным признаком особого, аграрного субъекта налогообложения является его участие в производстве, переработке, хранении или реализации сельскохозяйственной продукции. При этом необязательно именоваться сельскохозяйственным кооперативом или крестьянским хозяйством. Это могут быть любые юридические лица, граждане, занятые предпринимательством без образования юридического лица, или индивидуальные предприниматели, вся или определенная часть/доля деятельности которых связана с сельским хозяйством. Основным является в данном случае соответствие установленным законодательно требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на особое, льготное налогообложение.[14]

Определение сельскохозяйственного товаропроизводителя дано в п. 1 ст.346.2 НК РФ.

Налогоплательщиками ЕСХН признаются сельскохозяйственные товаропроизводители при условии, что в общем доходе от реализации доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %.

Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки устанавливает Правительство РФ.

Признание доходов и расходов.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов во многом определяется действующими на сегодня нормами гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и расходами, учитываемыми во многом также по принципу учета расходов при определении налоговой базы этой же главы, но с некоторыми немаловажными особенностями. В частности, расходы увеличиваются на сумму приобретаемых основных средств и относятся на затраты в момент их ввода в эксплуатацию. Стоимость основных средств, срок службы которых до 3–х лет, списывается на расходы в первый год уплаты ЕСХН. При сроке службы от 3 до 15 лет в первый год на расходы списывается 50 % стоимости, 2–й – 30 %, и в 3–й – оставшиеся 20 % стоимости. При сроке службы свыше 15 лет остаточная стоимость списывается на расходы равными долями в течение 10 лет. Лизинговые платежи также учитываются по расходам, а также суммы НДС, уплаченные в цене товара

Определение налоговой базы.

Налоговой базой по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату получения дохода (осуществления расхода). Денежное выражение доходов, полученных в натуральной форме, налогоплательщик определяет исходя из рыночных цен (за минусом НДС) в соответствии с положениями ст.40 НК РФ. Если он не сделает этого, налоговые органы могут пересчитать его доходы, руководствуясь указанной статьей Кодекса.

Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу только на сумму убытка, полученного в прошлых налоговых периодах при применении ЕСХН. Убыток не должен уменьшать налоговую базу более чем на 30%. Сумма убытка, превышающая эту величину, переносится на следующие налоговые периоды (не более чем на 10 периодов).

Убытки, полученные при применении общего режима налогообложения, равно как и убытки, полученные при применении других спецрежимов, плательщики ЕСХН признать не вправе.

Уплата ЕСХН и налоговая отчетность

Налоговым кодексом ставка ЕСХН установлена в размере 6% (ст.346.8). Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п.1 ст.346.9). Отчетный период по налогу равен полугодию, налоговый - календарному году (ст.346.7).

По итогам отчетного периода налогоплательщики обязаны исчислить сумму авансового платежа (п.2 ст.346.9). Суммы перечисленных в течение года авансовых платежей засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода. При этом срок уплаты авансового платежа Кодексом не установлен. По итогам налогового периода организации уплачивают ЕСХН не позднее 31 марта следующего года, а предприниматели - не позднее 30 апреля.

И организации, и предприниматели, и фермерские хозяйства представляют декларации по ЕСХН за полугодие не позднее 25 июля отчетного года. Сроки представления налоговых деклараций по итогам налогового периода совпадают со сроками уплаты годовой суммы налога. То есть организации должны подать декларацию не позднее 31 марта, а индивидуальные предприниматели - непозднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Положительным моментом является то, что переход на уплату ЕСХН осуществляется предприятиями добровольно, в зависимости от конкретно сложившейся финансово–экономической ситуации на предприятии (в отличие от предыдущего Закона, введение в действие которого на территории принималось региональными органами власти).

В 2004 году с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН перешли 226 предприятий, в том числе 27 агрофирм, 97 коллективных сельскохозяйственных предприятий, 102 крестьянских (фермерских) хозяйства. Расчеты показывают, что специальный режим налогообложения приемлем для хозяйств, имеющих низкий и средний уровень производства, испытывающих трудности с выполнением текущих обязательств, использующих бартерные операции для расчета за ресурсы.

Во многом вопрос выгодности или невыгодности перехода сельхозтоваропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога зависит от проводимой в аграрном секторе финансовой и налоговой политики. Так, к примеру, в Брянской области сельхозтоваропроизводителям не была предоставлена льгота по налогу на имущество[15]. В результате предприятия, не перешедшие на специальный налоговый режим должны уплачивать в год 2,2 % от остаточной стоимости своего имущества. Это послужило весомым аргументом в пользу перехода на ЕСХН[16].

Следовательно, если говорить о достоинствах и недостатках данного налога, можно выделить следующее.

Положительные моменты:

– сокращается количество начисляемых и уплачиваемых налогов;

– сокращается сумма уплачиваемых налогов для слабых и средних хозяйств;

– оптимизируются сроки уплаты налога (учитывая то, что первое полугодие является затратным, т.е. ЕСХН будет уплачиваться раз в год);

– упрощается ведение бухгалтерского учета

– добровольность выбора режима налогообложения.

Отрицательные моменты:

– для предприятий с высоким уровнем производства теряется сумма возмещаемого бюджетом НДС;

– предприятия с высоким уровнем производства должны уплачивать дополнительно налог на прибыль.

Особое внимание необходимо обратить на следующее:

– если предприятие перешло на уплату ЕСХН, то до конца налогового периода оно не вправе перейти на иные режимы налогообложения (п. 3 статьи 346.3 Налогового кодекса);

– если по итогам года нарушены условия применения ЕСХН предприятие обязано в месячный срок после истечения налогового периода пересчитать налоги по общему режиму налогообложения за весь прошедший год с уплатой пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним (п. 4 статьи 346.3 Налогового кодекса);

– если предприятие нарушило условия применения ЕСХН и пересчитало налоги по общей системе налогообложения, то снова перейти на уплату ЕСХН будет возможно только через год работы на ином режиме налогообложения (п. 7 статьи 346.3 Налогового кодекса).

18.Политико-правовые решениясудьбы земель с/х назначения в современной аграрной реформе.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют наиболее важную часть земельного фонда государства и подлежат особой охране. К ним отнесены ценные земли, обладающие плодородным слоем – почвой, необходимым для производства сельскохозяйственной продукции.

Данная категория земель занимает первенствующее значение среди остальных. Подтверждением этого является их социально-экономическая важность, а также история развития отечественных земельных правоотношений.

Впервые указание на вышеуказанную категорию земель появляется в актах советского земельного законодательства. В таких как, в Постановлении СНК РСФСР от 4 декабря 1917 г. «О земельных комитетах и об урегулировании ими сельскохозяйственных отношений», в ст. 20 Декрета ВЦИК от 19 февраля 1919 г. «О социализации земли» говорится о праве пользования землей для сельского хозяйства, в ст. 4 Земельного Кодекса РСФСР (1922г.) указывалось на земли сельскохозяйственного назначения.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ[17]).

Понятие земель сельскохозяйственного назначения связано с одним из важнейших принципов земельного законодательства – целевым назначением земель, в соответствии с которым в дальнейшем осуществляется их использование. Именно руководствуясь указанным принципом как основанием, производится разделение всех земель на соответствующие категории. Отнесением земель к той или иной категории законодательство определяет правовой режим земель каждой категории, права и обязанности субъектов, использующих эти земли.

В ст. 78 Земельного кодекса РФ[18] указано кем могут использоваться земли сельскохозяйственного назначения.

Однако согласно статистике именно сельскохозяйственные предприятия – товаропроизводители используют большую часть земель сельскохозяйственного назначения.

Землям сельскохозяйственного назначения придается особое значение в силу следующих факторов: ограниченности (неизменности количества), неперемещаемости, невоссоздаваемости, неуничтожаемости, практически неисчерпаемости производительной силы.

В связи с особенностями правового режима земель сельскохозяйственного назначения, их особой ценностью законодателем предусмотрены гарантии, устанавливающие приоритет землепользования. Статья 78 ЗК РФ говорит о том, что земли, пригодные для нужд сельского хозяйства предоставляются, прежде всего, для сельскохозяйственных целей. Строго ограничена возможность изменения целевого назначения этих земель, и их изъятие из сельскохозяйственного оборота. При предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения приоритетностью пользуется именно сельскохозяйственное предприятие. В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».[19]

Порядок и особенности использования земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

ü гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

ü хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

ü некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

ü казачьими обществами;

ü опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

ü общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, коммерческими и некоммерческими организациями, однако лишь для ведения сельскохозяйственного производства или иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Гражданам земельные участки предоставляются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.

Общая дееспособность граждан определяется нормами гражданского законодательства, то есть, как правило, возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении восемнадцатилетнего возраста).

Получение же земельного участка для личного подсобного хозяйства предполагает проживание вблизи участка и его использование в свободное от основной работы время. Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может состоять из приусадебного земельного участка и полевого участка. Приусадебный земельный участок размещается около жилого дома. К нему может примыкать полевой земельный участок или находиться поблизости с ним.

Земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены юридическим лицам, которые могут быть коммерческими и некоммерческими организациями.

Коммерческие организации в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов имеют общую правосубъектность (ст. 49 ГК РФ).[20] Как разъяснили Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ[21], коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Следовательно, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы могут получить землю независимо от уставных целей деятельности, если в их учредительных документах не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. Главное, чтобы эти организации использовали землю по основному целевому назначению – для ведения сельскохозяйственного производства или иных связанных с ним целей. Это может быть как основной вид деятельности организации, так и вспомогательный в виде подсобного производства, филиала и т.п.

Унитарные предприятия и некоммерческие организации, такие, как потребительские кооперативы (например, садоводческие товарищества), общественные организации, религиозные организации (объединения), благотворительные фонды и иные, могут получить земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения только при наличии специальной правосубъектности.

Родовые общины и семьи из числа малочисленных народов Севера, связанные с традиционными отраслями и промыслами, также являются особыми субъектами. Им передаются для использования оленьи пастбища, охотничьи рыболовные и другие угодья для комплексного использования (оленеводства, охотничьего, рыболовного и морского зверобойного промыслов, сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и других). Без согласия родовых общин и семей из числа малочисленных народов Севера земельные участки не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием.[22]

Сельскохозяйственные угодья-пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества. Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.

При решении вопроса о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд существенное значение имеет вопрос о качестве земель и их пригодности для ведения сельскохозяйственного производства. При этом указанная норма, позволяющая использование земель с несельскохозяйственными целями, не содержит правила о переводе таких земель в иную категорию в порядке, предусмотренном ст. 8 Земельного кодекса РФ.[23]

Критерием отнесения сельскохозяйственных угодий к ценным и особо ценным является кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий. В соответствии с п.6 правил поведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316[24], государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода.

Предлагаемые пути реформирования правового положения земель сельскохозяйственного назначения в современной аграрной реформе .

Суть аграрной реформы, по мнению выдающегося ученого А.А. Никонова «состоит в комплексном изменении всей системы аграрных отношений, включая собственность на землю и другие средства производства, системы ведения хозяйства и формы хозяйствования, социальные условия жизни на селе, рыночный механизм, преобразование межотраслевой и территориальной структуры агропромышленного производства, меры по его государственному регулированию».[25]

В первый же период современной аграрной реформы земельное законодательство было противоречивым, запутанным, состоящим из многочисленных указов Президента и Постановлений Правительства. Только благодаря новой политике бывшего президента РФ В.В. Путина земельно-аграрное законодательство стало принимать системный и прозрачный характер.[26] Так, в частности, принятием ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» было достигнуто оптимальное законодательное решение очень важного на тот момент для России политического вопроса о правовой судьбе сельскохозяйственных земель, а именно вопроса, который на протяжении более чем десяти лет являлся главным камнем преткновения в принятии Земельного Кодекса.

До принятия Государственной Думой Федерального Собрания РФ правительственного проекта ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» было очень много рассуждений о его основополагающих принципах по регулированию купли-продажи земельных долей.

По словам бывшего Министра сельского хозяйства Алексея Гордеева (на сегодняшний день данный пост занимает Скрынник Елена Борисовна), земли сельскохозяйственного назначения, как и все прочие, должны быть введены в оборот. Противниками частной собственности на землю выступали не только члены партии КПРФ и Аграрно-промышленная группа, но и ½ фракции ОВР и примерно 2/3 из «Народного депутата» и «Регионов России».

По мнению академика Россельхозакадемии А.А. Шутькова, многие положения аграрной реформы, отраженные в Земельном кодексе, в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и в иных федеральных законодательных актах, были предложены США и Всемирным банком.[27] Он приводит статистические данные, которые конкретизируют крайне тяжелое социально-экономическое положение российского села. За период с 1990 по 2005 гг. посевная площадь сельскохозяйственных культур снизилась на 35 %, поголовье скота сократилось в 3 раза, количество работников, занятых в сельском хозяйстве, сократилось с 8 млн. человек в 1990 году до 2,8 млн. в 2005 году, доля импортных продуктов в общем объеме товарных ресурсов продовольствия на внутреннем рынке составила около 40 %. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, только 5 % сельских жителей содержат личное подсобное хозяйство. Это объективная действительность последствий аграрной рыночной политики, в результате проведения которой Россия потеряла продовольственную независимость.

Фактически итогом реформ, связанных с реорганизацией колхозов и совхозов, стало выбывание значительных земельных массивов из хозяйственного оборота вследствие того, что собственники земельных долей не использовали сельскохозяйственные угодья в силу различных причин – состояния здоровья, пенсионного возраста, сложности процедур выдела земельных участков и т.п. – и не передавали права на их использование третьим лицам. По некоторым оценкам, уже к 2006 году до 70 % собственников земельных долей не имели возможности работать на земле.

По настоящее время земельные доли консолидируются в сельскохозяйственных предприятиях. Во временном пользовании у акционерных обществ и товариществ находится около 1 млн. га паевых земель, до сих пор, не востребованных их владельцами. Таким образом, приватизация колхозных и совхозных земель не решила до конца проблему формирования многоукладного землевладения и землепользования, а действующая законодательная база не обеспечивает ликвидности прав на землю. Для обеспечения возврата таких участков в хозяйственный оборот ст. 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»[28] устанавливается право субъекта РФ инициировать выделение в натуре используемых в течение трех лет земельных участков, а также требовать в суде прекращения права собственности на земельные доли, в счет которых выделен такой земельный участок, и признания права собственности субъекта РФ на такой земельный участок.

Законодатели постарались максимально усложнить процедуру продажи земельной доли и участков сельскохозяйственного назначения. Главными и наиболее трудноразрешимыми проблемами при отчуждении земельной доли на практике являются: первая – это получение согласия собственников на отчуждениВ условиях дороговизны земель пригородных хозяйств многие собственники земельных долей активно пытаются их продать третьим лицам. Руководствуясь государственными интересами, в целях сохранения целостности существующего землепользования и предупреждения разбазаривания национального земельного богатства высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ должны принять меры по выкупу земельных долей в случаях, если другие собственники откажутся их купить, а после выкупа в областную земельную собственность распорядиться такими землями по-хозяйски, обеспечив сохранение их целевого использования. Анализ данной правовой нормы, закрепленной в ст. 8 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также накопленной судебной практики по использованию преимущественного права покупки у субъекта РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения приводится в ряде научных работ.

Среди них такие, как Кузнецова Л.В. «Преимущественное право: понятие и правовая природа», Паршин А. «Преимущественное право покупки у субъекта РФ» в отношении земель сельскохозяйственного назначения, Постатейный комментарий к ФЗ «об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Н.И.Калинин, А.А. Удачине земельной доли и вторая – выделение ее в натуре.

Итоги проводимой аграрной реформы .

В процессе проведения аграрной реформы на тот момент существовало множество правовых проблем, включающих большой блок земельных вопросов по праву собственности и иным вещным и обязательственным правам на землю; углубление реформы в стране вызвало необходимость постоянного совершенствования правового механизма по использованию земель сельскохозяйственного назначения.

Последним шагом в проведении аграрной реформы стало принятие ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 2006г.[29], целью которого, как определил бывший Президент РФ В.В. Путин, выступая 7 марта 2007 г. на заседании Совета при Президенте России по реализации национальных проектов, являлось обеспечение консолидации общих действий по комплексному развитию села и принятие мер государственной поддержки аграрно-промышленного сектора.

Говоря об итогах проведенной аграрной реформы, следует сделать следующие выводы:

Во-первых, развитие земельного рынка потребовало принятия ФЗ «Обороте земель сельскохозяйственного назначения», который осуществляет регулирование механизма по отчуждению земельных долей в праве общей собственности. Поскольку земельные участки имеют естественное происхождение и обладают плодородными свойствами, необходимы ограничения при совершении сделок с ними, и ныне действующий Закон[30] установил их.

Также сравнительный анализ законодательств стран с развитой экономикой показал, что ограничения при распоряжении земельными угодьями сводятся к установлению особой процедуры совершения сделок и запретам распоряжения ими в течение определенного срока с момента возникновения права собственности.

С принятием ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедура изменения целевого назначения земель приняла обязательный и единообразный порядок проведения на территории всей страны с учетом специфики региональных особенностей. Также надлежащим образом урегулированы отношения между собственниками земельных долей и сельскохозяйственными предприятиями, фактически использующими их.

Во-вторых, на уровне Федерации в настоящее время урегулированы вопросы, связанные с правами на землю. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует принципиально важные вопросы по сделкам с земельными долями.

В земельном законодательстве субъектов Федерации должна быть, прежде всего, отражена специфика региона, обусловленная природно-климатическими условиями и традициями. Именно в целях учета особенностей региона земельное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Проведенный анализ земельного законодательства также позволяет прийти к выводу о том, что главными целями реформ было изменение организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий, введение частной собственности на землю и организация земельного рынка. При этом вопросы пользования землей как основой сельскохозяйственного производства были оставлены за пределами реформы, которая исходила из того, что рынок сельскохозяйственных земель заставит сельскохозяйственных товаропроизводителей рационально использовать землю для развития производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: