Пастор моравской церкви в Гернгуте любезно согласился выступить перед нами, мы припарковали свои автомобили рядом с церковью и в восхищении вошли в здание. Внутри мы обнаружили группу людей с телевидения, которые собирались снимать эту проповедь для документального фильма о Цинцендорфе и его влиянии в наши дни. Прилично одетому и сосредоточенному на своей проповеди пастору предстояло встретиться с самыми странными слушателями, которых он когда-либо видел. Мы ввалились в церковь, таща за собой собак. У некоторых из нас на головах были большие шляпы на африканский манер. Телевизионщики, осознав, что они только что упустили великолепный визуальный момент, попросили нас выйти и снова войти, чтобы они смогли заснять нас.
Пастор, нервно моргая над своими заметками, выступил с блестящим обзором моравского обновления, которое посетило его приход почти три столетия тому назад. Мы увидели, сколько параллелей было между нашей развивающейся моделью молитвы и моделью Цинцендорфа.
|
|
Читая свои заметки тихим голосом, пастор описал, как Цинцен-дорф организовал двадцать четыре женщины и столько же мужчин в молитвенные «хоры», в которых каждый участник по очереди молился по часу каждые два дня. Конечно, эта молитвенная цепочка продолжалась сто лет. Всех мужчин в возрасте от шестнадцати до шестидесяти лет призывали позаботиться о ночных сменах и с молитвой обходить деревню. Услышав это, девушки одобрительно зашептали — им понравилось, что все ночные смены доставались мужчинам. Цинцендорф написал гимн, который отражает состояние человека на одной их таких
ЧУДЕСА, ЗНАМЕНИЯ И " RED BULL»_______
ночных молитв. Это переживание становилось обыденной частью и нашей жизни (и для мужчин, и для женщин):
«Час пришел: хотя тьма крадет день,
Сияет ли в ваших сердцах первый луч утренней звезды?
На часах уже два! Кто придет встретить день
И вознести хвалу Господу дней?
На часах уже пять! Пять были отправлены прочь,
А пять других дев отправились на брачный пир!
На часах уже шесть - закончилась моя стража,
И теперь пусть каждый сам стережет себя!»м
Затем пастор рассказал о том, как Цинцендорф организовал жителей деревни в раздельные (только для мужчин и только для женщин) ячеечные группы, которые он называл «компании», и они обеспечили необходимый контекст для радикальной подотчетности. Вот как описывал их Цинцендорф: «Эти группы людей, называемые «компаниями», состоят из нескольких человек, которые собираются вместе во имя Иисуса... и общаются в особенно сердечной и по-детски открытой манере, говоря об общем состоянии своих сердец, ничего не скрывая друг от друга, но полностью вверяя себя друг другу в Господе»35.
|
|
Подобные концепции ученичества могут показаться нам знакомыми, но в других аспектах моравская модель была гораздо более радикальной, чем наша. Например, они встречались трижды в день: в четыре часа утра (зимой — в пять), затем в восемь утра и в восемь вечера. На этих общих собраниях они поклонялись и слушали учение (впрочем, не забывайте, что это была сельскохозяйственная община, где люди вставали с петухами и расходились по домам с заходом солнца, поэтому такое раннее
34. Э. Дж. Льюис «Цинцендорф как пионер экуменизма» (A. J. Lewis,
Zinzendorf the Ecumenical Pioneer (SCM Press Ltd., 1962), p. 54).
35. Преподобный Август Готлиб Шпангенберг «Жизнь Николая Льюиса, гра
фа Цинцендорфа» (Rev. August Gottlieb Spangenberg, The Life of Nicholas Lewis
Count Zinzendorf (London: Samuel Holdsworth, 1838), p. 87).