Г. Л. ВЫГОДСКАЯ
ОБУЧЕНИЕ
ГЛУХИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМ
ИГРАМ
МОСКВА
«ПРОСВЕЩЕНИЕ»
371.9 В 92
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом АПН СССР
Выгодская Г. Л.
В 92 Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., «Просвещение», 1975.
174 с. с ил.
дошкольника рассказывается ° Р°ли "Ры в развитии глухого Большое внимание уделяется организации игровой деятель-Т
Пособие рассчитано на педагогов и воспитателей детских садов для детей с недостатками слуха.
371.9 |
60404—522 ВШ(03)-75159-75
Издательство «Просвещение», 1975 г.
Однажды швейцарский психолог Жан Пиаже поде-^дился результатами своих исследований психики ребен- М, ка с Альбертом Эйнштейном. Пиаже пишет, что Эйн-* 'штейна поразило, насколько психика ребенка сложнее ^.физики. С этой беседой двух великих ученых связывают ' появление известного ныне утверждения, что «понима- -ние атома — детская игра,по сравнению с пониманием детской игры».
Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена такому сложному вопросу, каким является игровая дея-' тельность детей. На эту тему проведено много исследований и написано огромное количество статей, книг. Ин-, терес к игре объясняется, с одной стороны, ее сложно-,стыо, а с другой стороны, той особой функцией и ролью, которую она выполняет в развитии ребенка-дошкольника.
В то время как в системе советского дошкольного воспитания проблемам игры нормально развивающегося ребенка уделяется очень большое внимание, в теории.и практике педагогической работы с глухими детьми эти вопросы остаются до сих пор недостаточно разработанными.
Между тем уже в 30-е годы Л. С. Выготским было выдвинуто положение о том, что аномальный ребенок, ^несмотря на все своеобразие, развивается по тем же законам, что и нормальный. Отсюда, в частности* следует, что в развитии глухих детей игра должна выполнять не Меньшую роль, чем в развитии их слышащих сверстников.
В последние годы были определены особенности,игр глухих детей, возможности и закономерности развития
этих дар, их роль в формировании личности глухого ребенка. Так, например, было установлено, что глухого ребенка надо специально учить умению играть. Необходимо также руководить его играми. При отсутствии такого руководства задерживается развитие игры, что в свою очередь отрицательно сказывается на формировании личности ребенка.
Все это сделало необходимым и возможным включить в программу обучения и воспитания глухих детей дошкольного возраста раздел «Игры». Раздел написан с учетом особенностей глухих детей, своеобразия их игровой деятельности. Реализации программы служило вышедшее краткое «Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников», которое содержит методические разработки рекомендуемых программой игровых тем.
Практика подтвердила целесообразность и эффективность рекомендуемых программой и руководством приемов и методов организации игровой деятельности глухих детей дошкольного возраста.
Предлагаемая вниманию читателей книга является первым пособием, в котором раскрываются многие стороны методики обучения глухих детей сюжетно-ролевым играм.
Признавая- ценность подвижных и дидактических игр и их огромное значение для развития ребенка, мы все же сконцентрировали свое внимание на сюжетно-роле-вых. Это вызвано тем, что овладение глухими детьми подвижными и дидактическими играми не представляет для них особых трудностей.
Воспитателю труднее всего обучать детей сюжетно-ролевым играм, которые, как известно, представляют наибольшую ценность для их всестороннего развития. Обучение этому виду игр предполагает расширение опыта детей, развитие воображения, выработку игровых умений, формирование игровых действий и навыков речевого общения. Эта работа очень сложна, особенно если учесть, что осуществлять ее приходится в условиях ограниченного речевого общения. Сложность руководства игрой усугубляется тем, что при обучении детей конкретным играм необходимо позаботиться и об общем развитии самих детей.
В книге рассматриваются вопросы, связанные с содержанием и методами работы по обучению глухих де-4
тей дошкольного возраста сюжетно-ролевым играм. Методика проведения игр излагается по этапам -— подготовка игры, ее организация, ее дальнейшее развитие. Особое внимание уделяется месту и роли воспитателя в организации игровой деятельности детей.
Книга предназначена для воспитателей и сурдопедагогов специальных дошкольных учреждений для глухих детей. Мы полагаем, что она может быть использована и родителями глухих детей.
Автор приносит свою глубокую благодарность всем сурдопедагогам и воспитателям, работавшим с ним при создании и проверке программы и методики обучения глухих детей игровой деятельности.