меньше, чем это предусмотрено режимом дня. Это совершенно недопустимо.
То ^небольшое время, которое отведено в режиме для сюжетно-ролевых игр, должно быть использовано только и исключительно для их подготовки и проведения. Нужно так заранее планировать и продумывать организацию игр, чтобы они приносили детям максимальную пользу и наполняли их жизнь радостными переживаниями. Глухие дети, с 2 — 3 лет вынужденные проводить ежедневно часть времени в организованных занятиях, не в меньшей степени, чем слышащие, нуждаются в играх, отсутствие которых в этом возрасте наносит развитию ребенка ничем не воополнимый ущерб.
Очень существенным условием для развития игр детей является достаточный ассортимент игрушек в каждой группе. А. С. Макаренко называл игрушки материальным центром игры.
Игрушки должны быть расположены на видном месте, так, чтобы было удобно ими пользоваться, чтобы дети сами могли,брать нужную им игрушку и, поигр-ав, ставить ее на прежнее место. Надо следить за использованием игрушек, за тем, чтобы они содержались в порядке. Воспитатель должен учить детей бережному обращению с игрушками. Необходимо проверять, как.дети убирают их после игры, и не допускать, чтобы ребенок убирал только то, с чем играл сам. Известны факты, когда ребенок, зная, что ему придется убирать за собой игрушки, в течение нескольких дней не притрагивался ни к одной из них, не играл. Ссылаясь на это, он отказывался принять участие в уборке игрушек после игры детей. Когда же воспитательница, несмотря на это, все-таки заставила его убрать игрушки, он на следующий же день снова стал играть с детьми.
|
|
В каждой группе нужно иметь несложные костюмы или элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр детей, так как это помогает им войти в роль, перевоплотиться.
Иногда воспитатели думают, что можно обогатить содержание детских игр, стимулировать развитие игровых действий путем внесения в игру большого количества реальных предметов. Однако, как показали наблюдения за играми слышащих детей и специально проведенный эксперимент с глухими дошкольниками, реальные предметы, внесенные в значительном количестве для развития 18
игровой деятельности, на самом деле обедняют ее, так как в ряде случаев толкают ребенка на выполнение отдельных действий, подменяют игровые действия процессуальными, как бы заслоняют собой игровую ситуацию, отвлекая от смысла выполняемых действий.
Значение имеет не только количество игрушек, имеющихся в распоряжении детей. Сами по себе игрушки еще не побуждают детей к адекватным игровым действиям, не порождают игры. Дети часто не знают, что с ними делать, реагируют только на новизну предмета, а потом он быстро теряет привлекательность и выпадает из поля их игровых интересов. Для того чтобы игрушки стимулировали игровые действия, дети должны знать, что и как с их помощью можно изображать, должны уметь ими пользоваться.
|
|
Необходимо показывать детям всевозможные варианты использования каждой игрушки. Воспитатель должен следить, чтобы дети не переходили от одной игрушки к другой, не исчерпав своего замысла, помочь им организовать игру с игрушками, показать разнообразные способы действия с ними. Каждую новую игрушку воспитатель должен обыграть с детьми. В порядке эксперимента в одну группу были внесены новые игрушки без предварительного их обыгрывания. Воспитатель красиво расположил их на полке, так, чтобы дети могли брать их для игры. Дети, очень чувствительные к каждому новшеству, замечающие каждый новый предмет, появляющийся в группе, тут же констатировали: «Новые игрушки». Но дальше этой простой констатации, перечисления названий игрушек и их беглого рассматривания дело не пошло. Игрушки привлекли детей,-заинтересовали их лишь тогда, когда воспитатель обыграл их, показал все возможности игры, открывающиеся благодаря этим предметам, все способы использования их. Лишь после этого игрушки вошли в,иг.ру детей.
Нельзя показывать детям лишь один фиксированный
способ употребления игрушки. Необходимо учить их мно
гообразно использовать в игре предметы, показывая, как
использовать один предмет в разных ситуациях, опираясь
то на одно его свойство, то на другое. Многообразное ис
пользование предмета в игре очень развивает игровую
Деятельность детей. Если дети понимают, что одна и та
же вещь может быть использована по-разному, в качест-
2* 19
ве разных предметов, то они начинают многообразно и пользовать и другой предмет. Это обогащает их игру, она уже не прекратится из-за отсутствия нужного предмета: у детей появляется навык находить предметы-заменители.
При многообразном использовании предмета в игре дети вычленяют у него или свойство, сближающее его с одним заменяемым им предметом, или свсйство, уподобляющее его другому заменяемому предмету. Это стимулирует развитие воображения детей.
Обучая детей многообразному использованию предметов в игре, необходимо начинать с таких, которые имеют значительное предметное сходство с заменяемым предметом (так, например, кубик имеет сходную форму с мылом, обруч —,с рулем, палочка — с термометром), не содержат в себе противоречащих свойств и пригодны к выполнению новой роли. Постепенно в качестве предмета-заменителя можно применять объекты, имеющие меньшую степень.сходства с заменяемым предметом. Важно, чтобы было некоторое сходство, а остальное достраивается воображением.
В играх необходимо использовать поделки детей. В этих целях, с одной -стороны, можно употреблять те предметы, которые дети сделали на занятиях изобразительной деятельностью, а с другой стороны, организовывать и поощрять специальное изготовление поделок для игр.
Необходимо учить детей использовать в ходе игр предметы-заменители (например, кубик вместо утюга); разные предметы в одной роли (например, обруч или диск вместо руля); один и тот же предмет в разных значениях; действовать с воображаемыми объектами (копать воображаемой лопатой, открывать воображаемый кран и т. д.).
При введении в игру предметов-заменителей надо учитывать следующее:
1) знакомый предмет труднее принимается ребенком
в роли заменителя, чем малознакомый (например, каран
даш в роли пипетки труднее принять, чем палочку);
2) пока ребенок не знает твердо названия заменяемо
го предмета, его «свойств и назначения, нельзя заменять
его в игре условным предметом. Другими словами, пока
ребенок не знает твердо, что такое, скажем, мыло, не
допустимо называть мылом кубик;
|
|
3) предмет-заменитель должен иметь некоторое пред
метное сходство с заменяемым им предметом;
4) предмет должен 'быть функционально пригоден к
выполнению роли заменителя, т.е. должен обладать свой
ствами, позволяющими совершать те действия, которые
выполнялись с заменяемым предметом;
5) лредмет не должен содержать противоречащие за
меняемому предмету свойства.
Подводить детей к использованию в играх предметов-заменителей надо постепенно.
На первом этапе,.кроме переименования предмета, необходимо показать способ действия с ним. Этому должен.предшествовать показ способа действия, выполняемого настоящим предметом.
На втором этапе называние предмета новым именем должно сопровождаться только показом (выполнения действия реальным предметом (без показа способа выполнения действия игровым предметом).
И наконец, на третьем этапе достаточно уже одного прямого указания на возможность использования предмета в роли другого предмета. Это указание будет содержаться в новом игровом имени предмета, которое на.этом этапе обусловит и новый способ действия с ним.
Прошло то время, когда в педагогике господствовала теория невмешательства в детскую игру, согласно которой всякое руководство детской игрой со стороны взрослых рассматривалось как вмешательство, лишающее иг-,ру самостоятельности и творчества. Уже давно эта теория была справедливо осуждена теоретиками и практиками педагогики. Установлено, что игровая деятельность, так же как и всякая другая, нуждается в руководстве.
Специальное исследование, посвященное вопросу возникновения игры у слышащих детей третьего года жизни, показало, что для возникновения игры недостаточно одного наличия игрушек. Игрушки сами по себе порождают лишь элементарные действия -- манипулирование предметами; для возникновения же игровых действий, игры необходимо руководство со стороны взрослых.
|
|
Руководство играми — трудное и сложное дело. Чтобы мастерски руководить играми, надо очень хорошо знать не только особенности игры и закономерности ее развития, но и детей, их возможности, потребности, интересы. Руководство не должно носить форму декретирова-
ния и приказа, а должно осуществляться очень эмоционально, чтобы ребенку "самому захотелось с вами играть, вам подчиняться, чтобы взрослый был не просто руководителем, но и участником игры..Только тогда ребенок будет видеть во взрослом товарища, помощника, только в этих условиях создается та непринужденность и тот контакт, при котором можно благотворно влиять на ребенка, наиболее плодотворно и эффективно его воспитывать. Только в этом случае игра становится средством воспитания детей и в ходе ее создаются условия для их развития. Трудность руководства игровой деятельностью глухих детей является одной из причин, вызывающих задержку ее развития. Слышащий ребенок к приходу в детский сад уже имеет в своем «репертуаре» целый ряд элементарных игр. Основная линия руководства его играми направлена на их обогащение и развитие; основная форма руководства -- слово педагога («Петя, чтобы ехать на поезде, надо купить билет. Нина -- кассир, она даст тебе билет. Его надо показать контролеру Вове, а потом можно садиться в поезд» и т. д.).
Глухие дети, приходя в детский сад, не умеют играть, а возможность руководства их играми с помощью речи ограничена, поэтому в первое время все обучение игровой деятельности идет на основе показа и совместного с ребенком действия. Конечно, такая форма обучения на первых порах не может пробудить творчества ребенка, а вызывает его действия по подражанию, которые являются основой творческой деятельности. По мере обучения и развития детей трудности, вызванные ограниченностью речевого общения, несколько сглаживаются. Обучая глухого ребенка различным видам деятельности, мы путем показа, сопровождаемого совместным с ребенком действием, вырабатываем у него умение правильно держать ложку, карандаш и т. д., на основе которого у ребенка постепенно формируется умение самостоятельно есть, проводить линии на бумаге и т. д. В случае же обучения игровой деятельности дело обстоит сложнее. Она не может быть сформирована лишь на основе отдельных умений (наприм-ер, умения пользоваться отдельными игрушками). Для ее формирования необходим определенный уровень общего развития ребенка.
Принимая во внимание решающую роль игровой деятельности для всестороннего развития ребенка-дошколь-22
ника и учитывая, что у глухих детей она развивается лишь при условии прямого обучения ей, необходимо придавать этому обучению первостепенное значение.
Требование о необходимости обучать глухих детей игровой деятельности до последнего времени вызывало возражения: игра, по мнению ряда авторов, тем и отличается от других видов деятельности, что развивается спонтанно и не нуждается ни в каких умениях и навыках. Но ведь слышащего ребенка, у которого возможности познания окружающего шире, чем у глухого, тоже обучают умению играть, только приемы обучения при этом используют иные, чем при обучении глухого ребенка. Так, слышащему ребенку говорят: «Возьми куклу. Это будет твоя дочка. Ее надо покормить и уложить спать. Ты свари ей кашу. Вот возьми коробочку, это будто бы кастрюля, а палочка будет ложкой. Осторожно, не обожги свою дочку» и т. д. Это не что иное, как обучение умению играть. При этом не обязательно взрослый сидит рядом с ребенком. Часто, занимаясь хозяйством или читая, взрослый одновременно направляет игру ребенка, руководит ею, фактически обучает его умению играть (умению использовать одни предметы в качестве других; составлять план игры; развивать сюжет и т. д.). Все это он делает с помощью речи — говорит, какие предметы взять для игры, что с ними делать и т. д. Выполняя эти указания взрослого, ребенок строит свою игру. Собственный замысел у ребенка раннего возраста еще отсутствует, и он действует в соответствии с предложенным ему планом. Разве это не обучение? Но поскольку взрослый часто делает это мимоходом, на расстоянии, занимаясь чем-либо другим, у него создается впечатление, что он никогда не обучал ребенка умению играть. Это дает основание считать, что слышащий ребенок спонтанно овладевает этим умением, его этому никто и никогда не обучает, он не нуждается в таком обучении.
Другие утверждают, что игра присуща самой детской природе, никаких умений для нее формировать не нужно. И то и другое ошибочно.
На определенной стадии своего развития слышащий ребенок нуждается в обучении умению играть. И его этому обязательно обучают, хотя обучение это может протекать почти незаметно как для взрослого, так и для ребенка (как для обучающего, так и для обучаемого). Более
того, обучение слышащего ребенка умению играть осуществляется гораздо шире, чем обучение глухого ребенка. Если глухого ребенка, общение с которым затруднено, обучает этому умению только воспитатель детского сада, то слышащего ребенка, помимо воспитателя, обучают и родители, и старшие дети, и, наконец, даже сверстники. Не говоря уже о том, что более широкая основа познания мира обеспечивает слышащему ребенку более полные и точные знания об окружающем, более широкий жизненный опыт, чем глухому сверстнику.
Если даже у слышащих детей умение играть возникает не спо'нтанно, а под воздействием обучения и развитие их игровой деятельности существенно зависит от руководства ею, то для развития игр глухих детей правильное руководство ими имеет решающее значение.
Для того чтобы у детей возникла игра, необходимо, во-первых, чтобы жизнь их была насыщена впечатлениями, которые могли бы быть отражены в игре, явились бы ее содержанием, и, во-вторых, чтобы дети умели пользоваться игрушками и с их помощью отображать то, что почерпнули из окружающей их жизни, передавать творчески переработанные ими впечатления.
Обучение детей каждой новой игре состоит из нескольких этапов. Первым этапом является подготовка их к соответствующей экскурсии, цель которой - - познакомить детей с тем, во что они потом будут играть. Детям рассказывают, куда и зачем они идут, что увидят или что будут делать. Нужно сделать понятной детям цель экскурсии, а в отдельных случаях и ее необходимость (например, идем в магазин, чтобы купить Вите подарок, ему исполняется пять лет; или идем в мастерскую, чтобы починить Юре ботинки: у него оторвался каблук; или идем в парикмахерскую, чтобы постричь Васю: у него торчат волосы, некрасиво, неаккуратно; или идем к доктору, чтобы лечить Катину ногу: она упала и поранила ногу, и т. д.). Такая подготовка настраивает детей на активное восприятие того, с чем они встретятся на экскурсии.
Экскурсию надо организовать так, чтобы дети были максимально активны, деятельны: узнавали цену, платили деньги, получали покупки, благодарили, покупали билеты и т. д. Хорошо, если объяснение построено так, что вызывает вопросы детей. При объяснении необходимо особенно подчеркнуть смысл наблюдаемой детьми дея-24
тельности взрослых людей, ее значение, взаимосвязь и взаимоотношения взрослых в процессе выполняемой ими деятельности. Участие детей во время экскурсий в деятельности взрослых (в качестве покупателей, пассажиров, клиентов, пациентов) помогает им уяснить ее смысл, цели, способы ее выполнения.
После экскурсии надо дать детям.пережить ее результаты. Если были куплены конфеты в подарок Вите, надо, чтобы дети вручили ему подарок, а он угостил каждого ребенка, няню, воспитателя; если ходили чинить ботинки Юре, надо посмотреть, как хорошо, аккуратно их починили; если ходили стричь Васю, надо показать всем, какой он теперь аккуратный и красивый, и т. д.
Закрепить все то, что дети узнали на экскурсии, надо в беседе по картине. При этом нужио ставить им такие вопросы, ответы на которые требуют не только внимательного рассматривания картины, но и привлечения собственного опыта детей, полученного ими на экскурсии. Если дети были хорошо подготовлены к экскурсии, если экскурсия была хорошо продумана, организована и проведена, если беседа по картине была эмоциональной, у детей обязательно должна возникнуть потребность выразить, изобразить полученные ими впечатления. Но поскольку к сюжетно-ролевой игре на эту тему они еще не готовы, с третьего года обучения надо предлагать им нарисовать то, что понравилось на экскурсии.
Следующим звеном в подготовке к сюжетно-ролевой игре там, где это возможно, является проведение дидактической или подвижной игры с элементами сюжета. Так, например, для подготовки к сюжетной игре в «поезд» надо провести соответствующую подвижную игру; для подготовки к сюжетной игре в «магазин» — соответствующую дидактическую игру; для подготовки к играм в «семью», «детский сад» - - дидактические игры «Кукла хочет спать», «Кукла проснулась», «Накорми куклу», «День куклы» и т. д.
Следует обыграть с детьми имеющиеся в группе соответствующие игрушки (поезд, автомобиль, пароход, самолет и т. д.). В игре с ними дети реализуют полученные впечатления и вместе с тем готовятся к той или иной сюжетно-ролевой игре. Совершенно необходимо обыграть с детьми те игрушки, которые они должны будут использовать в процессе сюжетно-ролевой игры, научить детей
адекватно пользоваться ими. Затем надо организовать изготовление детьми игровых атрибутов (кошельков, билетов, трубы, конвертов, одежды, медикаментов и т. д.) и научить детей способам их игрового использования. Систематизировать все впечатления и знания детей хорошо при рассматривании с ними рисунков, картин (конечно, не тех, по которым уже проводились беседы), при просмотре диафильма соответствующего содержания. После совместного рассматривания рисунки, картины вывешивают в группе, чтобы дети при желании могли рассмотреть их снова. Беседа о просмотренном диафильме, рисунках, картинах должна быть яркой, эмоциональной; только в этом случае она повысит интерес детей к игре, вызовет у них желание играть.
Очень целесообразным нам представляется проведение (там, где это не сопряжено с большими трудностями) повторной экскурсии, так как, уже располагая определенными знаниями, дети смогут больше увидеть, чем во время первой экскурсии, когда у них происходило лишь первичное знакомство с материалом. В ходе повторной экс^ курсии уточняются представления детей, расширяются их-знания.
Только проделав предварительно всю описанную выше работу, можно приступить к соответствующей сюжет-но-ролевой игре.
В первых играх на новую тему, независимо от того, какой год дети обучаются, участие воспитателя в качестве одного из действующих лиц обязательно. В новой игре воспитатель поочередно исполняет все основные роли (один раз — продавца, второй — кассира, третий — покупателя в игре в «магазин»; доктора, медицинской сестры, пациента в игре в «доктора» и т. д.). Делать это необходимо, так как детям нужно показать все игровые возможности каждой роли (какие игровые действия должен производить играющий, в какие отношения с другими участниками игры вступать и т. д.). По мере того как дети овладевают новой игрой, степень непосредственного участия в них воспитателя постепенно уменьшается. Но это отнюдь не означает, что освоенная детьми игра не нуждается в руководстве, так как даже хорошо знакомая детям игра, лишенная руководства, перестает развиваться, видоизменяться, как бы застывает на одном уровне. Это проявляется в том, что игра воспроизводится детьми 26
изо дня в день в неизменном виде (то же, что и прежде, распределение ролей, те же игровые действия, те же слова). Такое механическое, без всякого творчества, повторение игры, такая стереотипность действий надоедает детям, и поэтому игра не доставляет им никакого удовольствия,' не приносит радости. Поэтому руководство уже освоенной игрой должно быть направлено на ее развитие, которое может идти как по линии изменения сюжета, так и по линии объединения этой игры с другими играми. Подсказывая детям новые действия, новые роли, подключаясь к ним в качестве участника игры, воспитатель способствует тому, что игра каждый раз строится по-новому, обогащается. С этой же целью необходимо менять используемые в игре предметы (игрушки, предметы-заменители, поделки детей или реальные предметы), так как новые предметы порождают новые действия детей, от чего видоизменяется сама игра.
Чтобы игры носили творческий характер, ими необходимо руководить на всех стадиях обучения детей. Формы руководства, разумеется, меняются в зависимости от продолжительности обучения. Так, например, на первом году обучения руководство игрой осуществляется в форме совместных с ребенком действий, а на пятом году обучения — в форме советов, предложений, помощи в развитии замысла игры и т. д.
В ходе игры воспитатель должен следить за отношениями детей, предупреждая возникновение между ними конфликтов (из-за игрушки, роли и т. п.), воспитывать у них дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить и другие моральные качества.
Развивая и всячески поощряя коллективные игры детей, ни в коем случае нельзя забывать о праве на существование и индивидуальных игр. Устав, ребенок может перейти к индивидуальной игре, и его желание вполне понятно. Задача воспитателя -- создавать необходимые условия и для индивидуальных игр.
Воспитатель должен помочь.каждому ребенку включиться в одну из играющих групп. Он может организовать новую игру, развернуть игру на основе сделанных детьми построек и т. д.
К проведению игры воспитатель должен готовиться так же, как к проведению занятия. Эта подготовка включает в себя подбор игровых атрибутов, которые должны
использоваться в игре, и отбор того словаря, который необходим для проведения игры и общения детей.
Выбор игровых тем, упоминаемых в программе, обусловлен следующими факторами: во-первЁ1х, это те игры, в которые играют слышащие дети этого возраста, за исключением тех игровых тем, которыми глухие дети не могут сознательно овладеть; во-вторых, эти игры увязаны с другими разделами программы («Ознакомление с окружающим», «Обучение речи» и др.).
Однако в ряде случаев любая из тем может быть заменена другой. Если, например, детский сад находится в городе, где нет зоопарка, целесообразно было бы заменить игровую тему «Зоопарк» другой темой, например «Скотный двор» (если поблизости есть скотный двор и можно повести туда детей на экскурсию, чтобы они познакомились с внешним видом животных, условиями их жизни, приемами ухода за ними и т. п.). Точно так же не только неразумно, но и недопустимо введение игры в «поезд», если дети никогда не видели настоящего поезда. При необходимости замены одних игровых тем другими выбор должен определяться конкретными условиями жизни детского учреждения, личным опытом детей и т. п.
При правильном руководстве сюжетно-ролевыми играми они принесут глухим дошкольникам неоценимую пользу. Без специального обучения игровая деятельность глухих детей развивается очень медленно и незначительно и не может стать ни условием их развития, ни средством воспитания.
Поэтому перед воспитателями, помимо общих воспитательных задач, стоят и специфические задачи, направленные на развитие самой игровой деятельности, что должно способствовать преодолению последствий дефекта. Эти задачи постепенно, от года к году усложняются. Так, если начинать эту работу надо с воспитания у детей интереса к игре и желания играть, то к концу пребывания детей в детском учреждении их надо учить отражать в играх труд взрослых людей, их отношения и чувства, учить их формулировать в словесной форме замысел игры и т. д.
Общие воспитательные задачи указаны в программе. Здесь мы остановимся- лишь на специфических задачах, связанных с самой игровой деятельностью и направленных на ее развитие на каждом году обучения. 28
Разумеется, и методические приемы и даже задачи обучения игровой деятельности могут повторяться на разных годах обучения, но каждый раз на новом уровне, возникшем в результате возросших игровых возможностей детей. Так, например, такой прием, как проведение экскурсий, будет встречаться на третьем — пятом годах обучения, но содержание экскурсий и методы их проведения, так же как и объем материала, будут изменяться. Поэтому в описании методических приемов экскурсии будут обсуждаться в разделах, посвященных третьему -пятому годам обучения.
Другим примером может быть программное требование обучать детей умению использовать предметы-заменители. Это требование повторяется начиная с третьего года обучения, но каждый раз на новом уровне и решается при помощи разных методических приемов.
В связи с этим в главах, посвященных содержанию и методам обучения детей игровой деятельности, мы не разграничиваем новые и повторяющиеся задачи и приемы.