Первый год обучения

Основные задачи, которые стоят перед воспитателем на первом году обучения, заключаются в том, чтобы:

1) вызывать у детей интерес к игрушкам, формиро­
вать у них интерес к игре, желание играть;

2) учить детей пользоваться -сюжетными игрушками;
учить предметным действиям с ними;

3) учить детей (Переносить действие с одного предмета
•на другой;

4) учить детей после игры ставить игрушки на место.
Методические приемы: показ воспитателя; показ с

привлечением детей; совместные с ребенком действия; обучение детей выполнению сопряженных и отраженных действий с игрушками; называние предметов и действий; обыгрывание игрушек.

Ребенок не рождается с готовыми умениями. Всему, что он знает и умеет, он обучается начиная с первых дней воей жизни. Решающая роль в формировании знаний, умений и навыков ребенка принадлежит взрослому, ко­торый руководит его деятельностью. Взрослые органиэу-


ют и.направляют деятельность слышащего ребенка с по­мощью речи уже с конца первого года его жизни.

Глухой ребенок до тех пор, пока он не овладеет речью, развивается вне ее воздействия, что значительно услож­няет обучение его различным видам деятельности, в том числе и игровой. При поступлении.в- детский сад дейст­вия глухих детей с игрушкой, как правило, ограничива­ются простой манипуляцией. Они перекладывают игруш­ку из руки в руку, вертят ее, рассматривают, иногда про­сто подолгу держат в руках, не производя с ней никако­го игрового действия. Машину долго и бесцельно возят от стены к стане, с куклы стараются сорвать одежду, а потом бросают ее, кубики рассыпают или нагромождают один на другой до тех пор, пока это сооружение не ру­шится.

Поэтому поступившего в детский сад глухого ребенка необходимо учить играть. "Сначала нужно вызвать у него интерес к игре («последствии этот интерес поддержива­ется тем удовольствием, которое доставляет ему игра),,желание играть и создать.привычку играть. Для этого прежде всего необходимо выделить в режиме дня четко фиксированное время для игр и обеспечить детям воз­можность играть в это время. Дети должны привыкнуть к тому, что всегда в одно и то же определенное время, например после полдника, они могут играть. Они должны знать время игры так же четко, как время своей еды.

Вторым условием является выделение детям такого места, где бы они могли спокойно играть, не мешая ни взрослым, ни друг другу.

Третье условие — обеспечение детей достаточным ко­личеством необходимых для их игр и соответствующих их возрасту игрушек. Так, в группе должны быть юуклы, одежда для них, мебель, соответствующая размерам ку­кол, посуда (крупная), игрушки, изображающие живот­ных (резиновые, пластмассовые, из папье-маше, мягкие), автомобили разных размеров, пирамидки, матрешки, на­бор крупного строительного материала (кубы, бруски, ци­линдры, кирпичики), настольный строительный материал, мячи, тележки, каталки, коляски, корзинки. Игрушки должны быть крупными, яркими, привлекательными. Каждую из них нужно иметь в нескольких экземплярах, чтобы несколько детей одновременно могли пользоваться одинаковыми игрушками. Игрушки должны быть акку-30


ратно и красиво расположены, чтобы привлекать к себе внимание детей и вызывать у них желание пользоваться ими. Неряшливые, разбросанные кое-как игрушки не мо­гут заинтересовать детей. Игрушки должны быть разло­жены так, чтобы малышам было удобно ими пользовать­ся, чтобы они сами могли брать их для игры и, поиграв, класть на место. Иногда воспитатели раскладывают иг­рушки в сложном порядке, делают из них такие замысло­ватые построения, что дети не могут сами восстановить этот порядок после игры. Поскольку же детей с раннего возраста надо приучать к порядку, к тому, что вещи после пользования ими надо класть на место, следует распола­гать игрушки в таком порядке, который детям под силу поддерживать. Двух-, трехлетние малыши еще не могут и не должны самостоятельно убирать в игровых уголках. Однако обучение детей умению поддерживать уже уста­новленный порядок — это первый шаг на пути к.приви­тию им желания и умения трудиться.

Необходимо учить детей аккуратно и бережно обра­щаться с игрушками, порицать небрежное, неряшливое обращение с ними. Если ребенок бросил куклу или миш­ку, воспитатель должен поднять, приласкать, пожалеть брошенную игрушку, показать этим свое хорошее отно­шение к ней, требуя того же и от ребенка.

Иногда игрушка нравится ребенку своей яркостью, броскостью; однако такой интерес нестоек и быстро про­падает. Очень часто малыша привлекает именно та иг­рушка, -которая в это время находится в руках у друго­го, но, получив ее, он не знает, что с ней делать: интерес пропадает так же внезапно, как и появился. Для того чтобы интерес к игрушке не пропадал сразу же по полу­чении ее ребенком, надо, чтобы он умел с ней обращать­ся. Следует обыгрывать каждую игрушку, прежде чем давать ее детям в самостоятельное пользование.

И наконец, четвертое условие, необходимое для того, чтобы у маленьких детей появился интерес к играм и желание играть, — это обучение играм. Работая с двух­летними детьми, надо привлекать их внимание к окру­жающему, знакомить со свойствами игрушек, с возмож­ностью разнообразного использования их, длительно иг­рать с ними. Это достигается путем наглядно-действен­ного обучения, соучастия взрослого в выполняемом ребен­ком действии. Нужно обучать детей умению правильно


Дети кормят кукол.

пользоваться игрушками, действовать с ними, подражая педагогу. При этом следует начинать с обучения детей умению выполнять сопряженные с воспитателем дейст­вия, развивая этим способность детей к подражанию. Для этого воспитатель берет две одинаковые игрушки. Оставив у себя одну из них, другую дает ребенку. Дейст­вуя с игрушкой, находящейся у него в руках, воспитатель предлагает ребенку одновременно производить такое же действие с другой игрушкой.

Постепенно от сопряженных действий воспитатель пе­реходит к обучению ребенка отраженным действиям, действиям по подражанию, развивая с их помощью его внимание, память, мышление. При обучении ребенка умению производить отраженные игровые действия мож­но пользоваться как двумя одинаковыми игрушками, так и одной и той же, чередуя свое действие (так сказать, образец, которому должен следовать ребенок) с его от­раженным, подражательным действием. Так, например, для того чтобы научить ребенка кормить куклу, можно сначала посадить куклу за стол, поставить перед ней та­релку с едой и, взяв себе одну ложку, другую дать ре­бенку. Воспитатель набирает ложку еды из тарелки и


дает ее кукле, а потом требует, чтобы следующую ложку кукле дал ребенок. Так, чередуясь, они вместе кормят одну куклу. В следующий раз можно сделать иначе: по­садить за стол двух кукол и перед каждой поставить тарелку. Одну куклу кормит воспитатель, а другую — сам ребенок, подражая воспитателю и производя свои действия вслед за действиями воспитателя.

В результате такого обучения ребенок должен на­учиться самостоятельно выполнять отдельные простые действия. Так, например, если вы даете ребенку куклу, тарелку и ложку, он должен сам кормить куклу. То или.иное действие можно считать освоенным ребен­ком, если он умеет переносить его с предмета, на котором он научился его выполнять под руководством (Воспитате­ля, на другой, но сходный, аналогичный предмет.

Действие кормления можно считать освоенным ребен­ком, если, разученное на кукле, оно переносится им на мишку, матрешку, кормить которых его не учили.

Для того чтобы вызвать у детей интерес к игре и же­лание играть, необходимо показывать им простые игры. Так, посадив детей на ковер или стульчики, можно при­вести куклу, которая поздоровается с каждым из детей, похвалит каждого, погладив его по головке за то, что он хорошо сидит, попляшет с каждым, потом заставит по­плясать детей,.похлопает им в ладоши за пляску, побла­годарит их, попрощается с ними. Такие показы илр до­ставляют детям большую радость, вызывают у них инте­рес и положительное отношение к игрушкам, желание играть,с ними.

К концу первого года обучения дети должны освоить ряд действий с игрушками, часть из которых они могут выполнять самостоятельно, а другие -- по подражанию.

Так, дети должны научиться играть с куклами, миш­ками, матрешками, автомобилями, кубиками, мячами. Необходимо обеспечивать детей игрушками во время прогулок. На улицу надо выносить игрушки, с.которыми дети могут двигаться: автомобили, тележки, коляски с куклами, тачки, каталки, вожжи. Кроме них, для игры на улице детям надо давать и другие игрушки: небью­щихся кукол, животных, птиц, посуду, крупный строи­тельный материал, игрушки для игры с песком (совки, лопатки, ведра, формочки), снегом (лопатки, санки), во­дой (целлулоидные, рыбки, утки, лодочки, куклы, посу-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: