Основные задачи, которые стоят перед воспитателем на первом году обучения, заключаются в том, чтобы:
1) вызывать у детей интерес к игрушкам, формиро
вать у них интерес к игре, желание играть;
2) учить детей пользоваться -сюжетными игрушками;
учить предметным действиям с ними;
3) учить детей (Переносить действие с одного предмета
•на другой;
4) учить детей после игры ставить игрушки на место.
Методические приемы: показ воспитателя; показ с
привлечением детей; совместные с ребенком действия; обучение детей выполнению сопряженных и отраженных действий с игрушками; называние предметов и действий; обыгрывание игрушек.
Ребенок не рождается с готовыми умениями. Всему, что он знает и умеет, он обучается начиная с первых дней воей жизни. Решающая роль в формировании знаний, умений и навыков ребенка принадлежит взрослому, который руководит его деятельностью. Взрослые органиэу-
ют и.направляют деятельность слышащего ребенка с помощью речи уже с конца первого года его жизни.
Глухой ребенок до тех пор, пока он не овладеет речью, развивается вне ее воздействия, что значительно усложняет обучение его различным видам деятельности, в том числе и игровой. При поступлении.в- детский сад действия глухих детей с игрушкой, как правило, ограничиваются простой манипуляцией. Они перекладывают игрушку из руки в руку, вертят ее, рассматривают, иногда просто подолгу держат в руках, не производя с ней никакого игрового действия. Машину долго и бесцельно возят от стены к стане, с куклы стараются сорвать одежду, а потом бросают ее, кубики рассыпают или нагромождают один на другой до тех пор, пока это сооружение не рушится.
Поэтому поступившего в детский сад глухого ребенка необходимо учить играть. "Сначала нужно вызвать у него интерес к игре («последствии этот интерес поддерживается тем удовольствием, которое доставляет ему игра),,желание играть и создать.привычку играть. Для этого прежде всего необходимо выделить в режиме дня четко фиксированное время для игр и обеспечить детям возможность играть в это время. Дети должны привыкнуть к тому, что всегда в одно и то же определенное время, например после полдника, они могут играть. Они должны знать время игры так же четко, как время своей еды.
Вторым условием является выделение детям такого места, где бы они могли спокойно играть, не мешая ни взрослым, ни друг другу.
Третье условие — обеспечение детей достаточным количеством необходимых для их игр и соответствующих их возрасту игрушек. Так, в группе должны быть юуклы, одежда для них, мебель, соответствующая размерам кукол, посуда (крупная), игрушки, изображающие животных (резиновые, пластмассовые, из папье-маше, мягкие), автомобили разных размеров, пирамидки, матрешки, набор крупного строительного материала (кубы, бруски, цилиндры, кирпичики), настольный строительный материал, мячи, тележки, каталки, коляски, корзинки. Игрушки должны быть крупными, яркими, привлекательными. Каждую из них нужно иметь в нескольких экземплярах, чтобы несколько детей одновременно могли пользоваться одинаковыми игрушками. Игрушки должны быть акку-30
ратно и красиво расположены, чтобы привлекать к себе внимание детей и вызывать у них желание пользоваться ими. Неряшливые, разбросанные кое-как игрушки не могут заинтересовать детей. Игрушки должны быть разложены так, чтобы малышам было удобно ими пользоваться, чтобы они сами могли брать их для игры и, поиграв, класть на место. Иногда воспитатели раскладывают игрушки в сложном порядке, делают из них такие замысловатые построения, что дети не могут сами восстановить этот порядок после игры. Поскольку же детей с раннего возраста надо приучать к порядку, к тому, что вещи после пользования ими надо класть на место, следует располагать игрушки в таком порядке, который детям под силу поддерживать. Двух-, трехлетние малыши еще не могут и не должны самостоятельно убирать в игровых уголках. Однако обучение детей умению поддерживать уже установленный порядок — это первый шаг на пути к.привитию им желания и умения трудиться.
Необходимо учить детей аккуратно и бережно обращаться с игрушками, порицать небрежное, неряшливое обращение с ними. Если ребенок бросил куклу или мишку, воспитатель должен поднять, приласкать, пожалеть брошенную игрушку, показать этим свое хорошее отношение к ней, требуя того же и от ребенка.
Иногда игрушка нравится ребенку своей яркостью, броскостью; однако такой интерес нестоек и быстро пропадает. Очень часто малыша привлекает именно та игрушка, -которая в это время находится в руках у другого, но, получив ее, он не знает, что с ней делать: интерес пропадает так же внезапно, как и появился. Для того чтобы интерес к игрушке не пропадал сразу же по получении ее ребенком, надо, чтобы он умел с ней обращаться. Следует обыгрывать каждую игрушку, прежде чем давать ее детям в самостоятельное пользование.
И наконец, четвертое условие, необходимое для того, чтобы у маленьких детей появился интерес к играм и желание играть, — это обучение играм. Работая с двухлетними детьми, надо привлекать их внимание к окружающему, знакомить со свойствами игрушек, с возможностью разнообразного использования их, длительно играть с ними. Это достигается путем наглядно-действенного обучения, соучастия взрослого в выполняемом ребенком действии. Нужно обучать детей умению правильно
Дети кормят кукол.
пользоваться игрушками, действовать с ними, подражая педагогу. При этом следует начинать с обучения детей умению выполнять сопряженные с воспитателем действия, развивая этим способность детей к подражанию. Для этого воспитатель берет две одинаковые игрушки. Оставив у себя одну из них, другую дает ребенку. Действуя с игрушкой, находящейся у него в руках, воспитатель предлагает ребенку одновременно производить такое же действие с другой игрушкой.
Постепенно от сопряженных действий воспитатель переходит к обучению ребенка отраженным действиям, действиям по подражанию, развивая с их помощью его внимание, память, мышление. При обучении ребенка умению производить отраженные игровые действия можно пользоваться как двумя одинаковыми игрушками, так и одной и той же, чередуя свое действие (так сказать, образец, которому должен следовать ребенок) с его отраженным, подражательным действием. Так, например, для того чтобы научить ребенка кормить куклу, можно сначала посадить куклу за стол, поставить перед ней тарелку с едой и, взяв себе одну ложку, другую дать ребенку. Воспитатель набирает ложку еды из тарелки и
дает ее кукле, а потом требует, чтобы следующую ложку кукле дал ребенок. Так, чередуясь, они вместе кормят одну куклу. В следующий раз можно сделать иначе: посадить за стол двух кукол и перед каждой поставить тарелку. Одну куклу кормит воспитатель, а другую — сам ребенок, подражая воспитателю и производя свои действия вслед за действиями воспитателя.
В результате такого обучения ребенок должен научиться самостоятельно выполнять отдельные простые действия. Так, например, если вы даете ребенку куклу, тарелку и ложку, он должен сам кормить куклу. То или.иное действие можно считать освоенным ребенком, если он умеет переносить его с предмета, на котором он научился его выполнять под руководством (Воспитателя, на другой, но сходный, аналогичный предмет.
Действие кормления можно считать освоенным ребенком, если, разученное на кукле, оно переносится им на мишку, матрешку, кормить которых его не учили.
Для того чтобы вызвать у детей интерес к игре и желание играть, необходимо показывать им простые игры. Так, посадив детей на ковер или стульчики, можно привести куклу, которая поздоровается с каждым из детей, похвалит каждого, погладив его по головке за то, что он хорошо сидит, попляшет с каждым, потом заставит поплясать детей,.похлопает им в ладоши за пляску, поблагодарит их, попрощается с ними. Такие показы илр доставляют детям большую радость, вызывают у них интерес и положительное отношение к игрушкам, желание играть,с ними.
К концу первого года обучения дети должны освоить ряд действий с игрушками, часть из которых они могут выполнять самостоятельно, а другие -- по подражанию.
Так, дети должны научиться играть с куклами, мишками, матрешками, автомобилями, кубиками, мячами. Необходимо обеспечивать детей игрушками во время прогулок. На улицу надо выносить игрушки, с.которыми дети могут двигаться: автомобили, тележки, коляски с куклами, тачки, каталки, вожжи. Кроме них, для игры на улице детям надо давать и другие игрушки: небьющихся кукол, животных, птиц, посуду, крупный строительный материал, игрушки для игры с песком (совки, лопатки, ведра, формочки), снегом (лопатки, санки), водой (целлулоидные, рыбки, утки, лодочки, куклы, посу-