Характеристика игровой деятельности

Проблеме детских игр было посвящено большое ко­личество работ педагогов, психологов, философов, этно­графов. Не было буквально ни одного крупного исследо­вателя в области педагогики и психологии, кто бы не отдал дань этой проблеме. В зависимости от философ­ских взглядов автора, от его о'бщей концепции игра трак­товалась то как проявление избытка сил, то как прояв­ление инстинкта, то как подготовка к будущей деятель­ности и т. д.

То, что игра была в центре внимания ученых различ­ных специальностей и разных направлений, не случайно. Это можно объяснить сложностью игровой деятельности и тем, что в дошкольном детстве игра выполняет особую, ничем не восполнимую роль.

Советская психология утверждает, что становление человеческой личности происходит в процессе деятельно­сти -- игровой, учебной, трудовой. Для детей дошколь­ного возраста такой деятельностью является в первую очередь игра вообще и сюжетно-ролевые игры в особен­ности.

Развитие ребенка представляет собой усвоение им общественного опыта в процессе деятельности. Игра в дошкольном детстве является ведущей деятельностью

ребенка. В ходе игры ребенок овладевает накопленным

людьми опытом. •

Игровая деятельность готовит ребенка к переходу к следующей, более высокой ступени развития — к обуче­нию в школе.

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют ис* ключительное значение: игра'для них — учеба, игра для

б


них — труд, игра для вих -- серьезная форма воспита-

ния»

Из всех видов игр наиболее благоприятно влияют на развитие ребенка сюжетно-ролевые. «Самые любимые, самые нужные детям игры — это те, где дети сами ста­вят цель игры: построить дом, поехать в Москву, состря­пать обед... Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет, постро­ен из стульев, пусть дом построен из щепок, —• не в этом дело, фантазия ребенка дополнит действительность; тут важен самый процесс построения плана»2.

В игровой деятельности реализуется потребность ре­бенка участвовать в жизни взрослых.

Игра -- это воспроизведение детьми при помощи взятых на себя ролей и использования различных игро­вых предметов деятельности взрослых людей и их вза­имоотношений. В ходе игр «какие-либо реальные дейст­вия, которые совершаются взрослыми в одних условиях, воспроизводятся ребёнком в других, игровых обстоя­тельствах» 3.

Удовлетворяя желание 'быть похожим на взрослых, дети в играх реализуют свое стремление к активности, самостоятельности, проявляют инициативу, действуют творчески.

Игры наполняют жизнь детей радостными пережива­ниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.

Игра — это форма отражения действительности. Сю­жетная ролевая игра является специфически человече­ской деятельностью ребенка, в корне отличной от тех аналогов игры, которые можно наблюдать у животных. Эта игра является социальной не только по 'Содержанию, но и по самой структуре, по своему механизму.

Мотив игровой деятельности своеобразен. Игровая деятельность в основном направлена не на ее продукт, а на самый процесс ее. Само осуществление этой деятель­ности неизменно приносит ребенку удовлетворение и

'Крупская Н. К. Педагогические сочинения, т. 6. М, 1959, с. 344.

2 Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения.
М., 1955, с. 239.

3 Запорожец А. В. Психология. М., 1965, с. 180.


доставляет удовольствие. Это характерная особенность игровой деятельности, отличающая ее от других видов деятельности.

Исследования советских психологов и педагогов убе­дительно показали существенное влияние сюжетно-роле-вых игр на формирование отдельных психических функ­ций и личности ребенка-дошкольника в целом.

Л. С. Выготский подчеркивал, что под влиянием иг­ры, в процессе которой реальные предметы замещаются игрушками, а реальные действия — действиями игровы­ми, у ребенка развивается способность воспроизводить те или другие стороны действительности с помощью раз­личных способов ее обозначения (наглядных символов, изображений, слов и т. д.).

Таким образом, в игре развивается та функция за­мещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе сло­весно-логического мышления. Вследствие этого игра имеет первостепенное значение для формирования спе­цифически человеческих процессов мышления, а также волевой, сознательной регуляции человеческих дей­ствий.

Игра, как показали исследования А. В. Запорожца, создает благоприятные условия для развития и совер­шенствования движений ребенка, в ходе игр совершенст­вуется его моторное развитие.

В игре ребенку оказывается доступно то, с чем он еще не может справиться в других условиях. Так, например, исследования показали, что умение управлять своим по­ведением возникает в игре раньше, чем в условиях пря­мого задания; в условиях игры дети припоминают боль­шее количество слов, чем при других обстоятельствах; выполнение детьми простейших трудовых операций при игровой мотивации более эффективно, чем выполнение тех же операций при других типах мотивации.

В ходе сюжетно-ролевых игр дети используют раз­личные предметы, действуют с ними, сравнивают их, со­поставляют, отвлекаются от одних их качеств и домыс­ливают, достраивают воображением другие, употребля­ют одни предметы в качестве других.

Все это совершенствует ощущения и восприятия детей, способствует развитию их мышления, развивает и трени­рует их воображение.


гра — это обязательно совместная деятельность. Это значит, что для осуществления согласованной дея­тельности детям «еобходимо общаться друг с другом в процессе игр. В дошкольном возрасте, пожалуй, нет дру­гой деятельности, в которой необходимость общения друг с другом была бы выражена более рельефно. По­этому овладение речевыми средствами общения в ходе игр приобретает особую мотивированность. Общение де­тей во время игр способствует развитию их речи (расши­рению значений слов, упражнению в речи в естествен­ных условиях).

В ходе игр дети берут на себя роли (т. е, представля­ют себя другим лицом), совершают различные действия, диктуемые логикой роли, и тормозят другие действия, противоречащие характеру взятой роли. Это способству­ет развитию воображения детей, тренирует их волю; в результате дети приобретают навыки произвольного по­ведения и совместной деятельности.

Сюжетно-ролевые игры уточняют и углубляют пред ставления детей об окружающем, расширяют их знания. В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе детей и с помощью которых можно обогащать их знания, речевой запас и расширять значения слов. В ходе этих игр ребенок познает мир.

«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование.его... законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и лег­че всего в игре, игрой» '.

Сюжетно-ролевые игры развивают интерес и любовь к животным, <к книге, интерес к учению, к различным ви­дам труда, уважение к людям труда, умение и желание работать. В ходе этих игр дети усваивают правила об­щественного поведения, овладевают нормами поведения в быту.

Совместная деятельность в процессе сюжетно-роле­вых игр способствует формированию дружеских, товари­щеских взаимоотношений между детьми. Ребенку необ­ходимы товарищи по игре — ему надо кого:то лечить, мыть, учить, перевозить на дачу, для кого-то варить обед, продавать продукты. В ходе игры дети учатся дей­ствовать сообща, согласованно, считаться с интересами

1 Горький А. М. Собр. соч., т. 25. М., 1953, с. 113.


других участников игры, подчинять свои интересы об­щим, уступать, действовать во имя общей цели, т. е. приобретают навыки коллективной деятельности, пове-"дения в коллективе.

Играя, дети легче и сознательнее овладевают норма­ми нравственного поведения. Воспроизводя жизнь взрос­лых, дети отражают и их отношения, познают их, усваи­вают. В игре происходит нравственное развитие ребенка. Игры содействуют сближению детей, формированию детского коллектива.

Действуя в игре самостоятельно, совершая те или иные поступки, ребенок проявляет свои интересы, каче-• ства личности, чувства. Поэтому в игре, как ни в одной другой деятельности, можно узнать особенности и воз­можности ребенка, что необходимо для его [Эффективно­го воспитания. В игре и через игру можно наиболее успешно влиять на ребенка, изменяя его самого, его отно­шение к себе, его положение в коллективе, отношение к нему других детей.

То, что пережито ребенком в игре, становится ему особенно -близким и понятным. «Для дитяти игра — дей­ствительность, и действительность гораздо более интерес-, ная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в «ем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, суще­ство, не имеющее еще никакой самостоятельности...; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»1. Пережитые в игре чувства и отношения к другим, взятые на себя обязанности и умение их выполнить, умение под­чинять свои желания правилам, — все это становится до­стоянием личности ребенка. Поэтому сюжетно-ролевая игра имеет особое воспитательное значение. «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру»2.

Все сказанное об игре в полной мере относится и к глухим детям дошкольного возраста. Игровая деятель-

1 W


петь имеет особо важное значение для их общего и ре-вого развития, так как формирующаяся в ней способ­ность замещения одного предмета другим как бы подго-

авливает овладение знаковой функцией слова и возмож­ность оперировать им в процессе речевого мышления. Игра является важнейшим условием всестороннего раз­вития глухих детей, одним из основных средств их ком­мунистического воспитания.

Для того чтобы игра могла выполнить свою роль в развитии и воспитании глухих детей, ею необходимо на­учиться управлять. А для успешного развития игровой деятельности глухих детей и эффективного управления ею нужно знать ее особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: