Существующие ограничения в доступе к информации 4 страница

Перечисленные направления нарушения конфиденциальности документов могут быть вызваны и недостаточной полнотой и кон­кретностью перечней издаваемых конфиденциальных документов, поэтому следует проводить систематический анализ их качества.

4.2. Основные способы и средства документирования

С прогрессом общественного развития, углублением дифферен­циации общества растет количество и разнообразие информации. Для сохранения и передачи информации человек стал закреплять ее сначала с помощью письменности, затем книгопечатания, ли­тографирования, фонозаписи, фотокопирования, кинозаписи, микрофильмирования, ЭВМ. В документоведении для определе­ния процесса фиксирования информации посредством создания документа введено понятие «документирование».

Документирование — запись информации на различных носи­телях по установленным правилам [43].

Различают следующие способы документирования:

• текстовое документирование;

• техническое документирование;

• фотодокументирование;

• кинодокументирование;

• фонодокументирование (звукозапись); •аудиовидеодокументирование;

»машинное документирование.

Текстовое документирование. Это наиболее древний способ фиксирования информации. Его становление и развитие нераз­рывно связано с возникновением письменности.

Письмо прошло несколько ступеней развития.

Первая ступень — пиктографическое письмо (картинно-син­тетическое, VIII —VI тысяч лет до н.э.). Пиктографическое пись­мо характеризуется обобщенностью запечатления, оно передает целые сообщения, графически не расчлененные на отдельные слова. Язык рисунков нельзя читать. Информацию, написанную пиктог­раммой, можно лишь толковать, понимая общий смысл. Пикто-


графическое письмо в настоящее время применяется в изображе­нии товаров на вывесках магазинов и мастерских, условных зна­ках на погонах, гербах.

Вторая ступень — идеографическое (логографическое) пись­мо. В этом типе письма отдельные знаки передают уже слова.

Настоящее письмо, т.е. письмо, передающее звуковую речь, появляется в древних цивилизациях Египта и Двуречья.

В логографическом письме изобразительные знаки для конк­ретных предметов остались картинками. А для передачи общих понятий использовались слова со сходным звучанием.

Рисунки древних писцов со временем постоянно упрощались и превратились в условные значки — иероглифы. Эти иероглифы стали применять и для записи слогов.

В клинописи Двуречья происходила аналогичная постепенная схематизация знаков, пока они не превратились в клинья.

В Китае традиции древнего иероглифического письма живы до сих пор.

Логографические знаки используются и в настоящее время (зна­ки доллара, фунта стерлингов и других валют). Достоинством ло-гографического письма является его большая емкость (компакт­ность), так как знак — это целое слово. Для передачи одного и того же текста требуется в четыре раза меньше знаков, чем рус­ских слов. Недостаток этого способа запечатления мысли — в труд­ности передачи абстрактных понятий и имен, многознаковости языка, его консервативности.

Третья ступень — слоговое письмо. В этой системе письма каждый знак равен слогу (например, ассиро-вавилонская, урарт­ская письменность, письмо майя, корейская, японская письмен­ность, индейское слоговое письмо).

Письменность, построенная на слоговой системе, имеет от 35 — 40 до 200 — 300 знаков. Древнейшие слоговые знаки возникли во II тысячелетии до н.э. в шумерском письме из логограмм.

Четвертая ступень — буквенно-звуковое письмо. Возникло из слогового во II тысячелетии до н. э. Появление буквенно-звуко-вого письма имело огромное значение для развития мировой куль­туры.

Буквенное письмо подразделяется на консонатно-звуковое (пе­редает только согласные) и вокализованно-звуковое — передает как согласные, так и гласные. Вокализованно-звуковое письмо создано греками на базе слогового письма. От греческого алфави­та ведут происхождение почти все последующие вокализованно-звуковые системы мира. Возникшее на основе греческого алфави­та, латинское письмо послужило основой для большинства со­временных систем письма.

Первоначальное славянское письмо в период формирования у славян племенного строя представляло собой простейшие знаки


типа «черт и резов». С конца IX в. существовали две азбуки: глаго­лица и кириллица. По своему алфавитно-буквенному составу ки­риллица и глаголица почти совпадали, но начертание букв были различны. В кириллице буквы были геометрически просты, а в глаголице буквы, наоборот, были замысловаты. Очень быстро бо­лее удобная кириллица почти повсеместно вытеснила глаголицу. Этому способствовало и стремление государства к унификации письма.

В дальнейшем русское письмо (в отличие от западноевропей­ского) почти непрерывно развивалось. Претерпела значительные изменения и графика русского письма. Древнейшим первоначаль­ным типом почерка был устав, при котором каждый буквенный знак как бы рисовался, буквы имели четкие квадратные архитек­турно-геометрические формы, писались перпендикулярно строке. В XIV в. возникает новая форма — полуустав, когда геометрически архитектурный принцип нарушается, появляется кривизна, на­клонность букв, остроконечность. В полууставе много сокраще­ний, выносных букв. Появление полуустава — результат стремле­ния ускорить процесс написания документов. В XIV в. возникает и декоративное письмо — вязь.

Затем на смену полууставу приходит скоропись, для которой характерно совмещенное изображение соседних букв.

Завершающим этапом является современное письмо.

С изобретением пишущей машинки появляется машинопись как метод текстового документирования. Во второй половине XIX в. (с 1867 г.) началось промышленное изготовление пишущих ма­шинок. Первые модели под названием «Ремингтон» получили широкое распространение, прежде всего в управленческом аппа­рате. Машинопись быстро вытеснила ручные способы при окон­чательном оформлении документа и копировании. Однако и в на­стоящее время ручное текстовое документирование остается рас­пространенным способом первоначального составления докумен­та.

Так как человек говорит в 5 —6 раз быстрее, чем пишет, по­явилась естественная потребность ускорить запись речи, упростив письмо. Так появилась стенография — скоростное письмо, веду­щееся при помощи особых кратких знаков и по быстроте превос­ходящее обычное письмо в несколько раз. Скорость в стенографи­ческой записи приобретается за счет краткости знаков, сокраще­ния и пропуска элементов слов, слитности написания слов и сло­восочетаний. Скорость стенографической записи доходит до 120 и более слов в минуту.

Так, благодаря возникновению и развитию письма и письмен­ности стало возможным закреплять (фиксировать) звуковую речь и сохранять содержащуюся в ней информацию о событиях, фак­тах и явлениях объективной действительности. Таким образом,


письмо стало устойчивым средством запечатления и передачи информации.

Текстовое документирование получило самое широкое распро­странение. На его основе создаются различные письменные доку­менты, т. е. «текстовые документы, информация которых зафик­сирована любым типом письма», включающие в себя как руко­писные («письменный документ, при создании которого знаки письма наносят от руки»), так и машинописные («письменный документ, при создании которого знаки письма наносят техни­ческими средствами») документы. Эти разновидности текстового документирования получили широчайшее применение в деятель­ности государственных учреждений, общественных организаций, частных предприятий и отдельных лиц.

Наряду с текстовым документированием в связи с бурным раз­витием научно-технического прогресса все большее место начи­нают занимать другие способы документирования информации.

Техническое документирование. Техническое документирование является способом запечатления технической мысли. Технические документы — обобщающее название документов, отражающих результат строительного и технологического проектирования, конструирования, инженерных изысканий и других работ по стро­ительству зданий и сооружений и изготовлению изделий промыш­ленного производства.

Возникновение технической документации также относится к глубокой древности и связано с развитием техники и изменения­ми в организации производства. Уже в рабовладельческих государ­ствах все крупные сооружения строились на основе технической документации. В Русском государстве наиболее ранние техниче­ские данные о способах строительства и технологии производ­ственных процессов можно найти в житиях и летописях. В XVI — XVII вв. техническая документация образуется в государственных учреждениях — приказах, деятельность которых связана со строи­тельными работами и эксплуатацией мануфактур. С развитием про­изводства происходит быстрый рост технической документации.

В соответствии с производственным назначением технические документальные материалы классифицируются на группы, отра­жающие описание:

• средств производства — конструкторская документация, со­держащая сведения о том, что представляет собой предмет про­мышленного производства (изделие);

• зданий и сооружений — проектно-сметная документация, содержащая сведения о том, что представляет собой объект капи­тального строительства;

• процессов труда — технологические документы, содержащие сведения о том, как изготовить изделие или построить объект ка­питального строительства;


• результатов научных исследований и полученных новых зна­ний — научно-техническая документация, например отчет о НИР;

• явлений и процессов природы, между которой и человеком совершается процесс труда, — документация, связанная с геоде­зией, картографией, гидрометеослужбой и др.;

• процессов, возникающих в сфере обращения и обслужива­ния, — фиксирующие некоторые юридические нормы и способ­ствующие использованию технических средств, например инст­рукции по эксплуатации, технические паспорта, гарантийные талоны и т. п.

В состав указанных групп могут входить различные графиче­ские («графический документ — это изобразительный документ, в котором изображение объекта получено посредством линий, штрихов, светотени») и текстовые (документы, содержащие ре­чевую информацию, зафиксированную любым типом письма или любой системой звукозаписи) документы: чертежи, рисунки, рас­четы, технические описания, графики, технологические карты, картографические материалы, проектные документы.

Чертеж представляет собой изображение предмета на плоско­сти, выполненное особыми графическими приемами (методом ортогонального проектирования). Чертежи изображают внешний вид предмета в пространстве, его устройство; в зависимости от подробности и полноты изображения предмета подразделяются на схемы, генеральные планы, чертежи габаритные, теоретиче­ские, общих видов, сборочные, детальные, монтажные, патент­ные и др. Создание чертежа и его чтение требуют специальных знаний.

Рисунки также дают изображение предмета на плоскости, но в отличие от чертежа на рисунке дается рельефное изображение предмета.

Картографические материалы, в состав которых входят как гео­графические, так и специальные карты, представляют собой ус­ловные изображения местности или распространение на земном шаре тех или иных явлений (метеорологические карты, социаль­но-экономические, демографические и т.д.).

На графиках даются графические изображения физических, химических и других явлений и процессов.

Техническое описание представляет собой словесное описание объекта, его внешний вид, устройство и работу. Хотя техническое описание относится к технической документации, оно выполня­ется способом текстового документирования.

Технологические карты подробно фиксируют производствен­ный процесс изготовления, формы заготовок, количество сырья, порядок выполнения работы, ее режим, время и другие процессы. В них информация фиксируется как текстовым, так и изобрази­тельным методом.


Фотодокументирование. Изобретение фотографии дало челове­честву принципиально новый способ фиксирования информации об окружающей действительности и вызвало к жизни новый вид документов — изобразительный документ, т. е. документ, содер­жащий информацию, выраженную посредством изображения ка­кого-либо объекта.

Фотография — совокупность процессов и способов получения изображений на светочувствительных материалах действием на них света и последующей химической обработки. При фотосъемке воз­никает скрытое изображение, превращаемое проявлением и зак­реплением в негативное изображение. С негатива при печатании получают позитивное изображение — отпечаток.

Фотодокумент — изобразительный документ созданный фото­графическим способом. Фотодокументы отличаются существенной особенностью — этот вид документа возникает в момент событий и на месте событий. Эта особенность придает фотодокументам большую ценность. Фотодокументы наглядны, точны, благодаря чему они нашли широкое применение во многих отраслях дея­тельности человека: в науке, искусстве, технике и др. Например, рентгеновские снимки в медицине, фотографии в судебной прак­тике, фото- и микрофотокопирование для получения копий до­кументов.

Кинодокументирование. Становление и развитие кинодокумен­тирования как способа документирования связано с изобретени­ем кино.

«Кинодокумент — изобразительный документ, созданный ки­нематографическим способом». Он состоит из ряда отдельных фо­тоснимков-кадров, т. е. кинодокумент — это комплекс изображе­ний, полученных фотографическим путем. Кинодокумент отража­ет события, факты в движении, динамике. Кинодокументы, так же как и фотодокументы, возникают в момент событий.

Кино вооружило человечество новым мощным средством по­знания и просвещения. В документальном кино фиксируются все важнейшие события жизни общества. Кинодокументация подраз­деляется на три группы: кинолетопись, кинохроника, докумен­тальные фильмы.

Кинолетопись — документация, повседневно, регулярно фик­сирующая на кинопленку важнейшие события жизни страны.

Кинохроника — периодические киножурналы и специальные выпуски, в которых отражаются события, происходящие у нас в стране и за рубежом.

Документальные фильмы объединяют события и факты общ­ностью идей и художественных образов, дают их в виде больших политических обобщений.

Фонодокументирование (звукозапись). К концу XIX в. относится появление еще одного способа документирования — фонодоку-


ментирования (звукозаписи). В настоящее время под фотодоку­ментами понимается документ, содержащий звуковую информа­цию, зафиксированную любой системой звукозаписи.

Каждый фонодокумент представляет собой отдельную, тема­тически законченную запись какого-либо события, речевого выс­тупления или исполнения художественного произведения. В зави­симости от используемой системы звукозаписи различаются три группы фонодокументов: с механической (электромеханической), оптической и электромагнитной записью.

Фонодокументирование широко используется для записи хода совещаний, выступлений, докладов, лекций, телефонных пере­говоров. При звукозаписи хода совещания отпадает необходимость их протоколирования рукописным способом. В случае необходи­мости фонодокументы всегда можно превратить в письменные документы.

Аудиовидеодокументирование. Производным от объединения спо­собов кино- и фонодокументирования является аудиовидеодоку­ментирование.

Аудиовизуальный документ — документ, содержащий изобра­зительную и звуковую информацию. Первый опыт создания таких документов связан с возникновением звукового кинематографа. Дальнейшее развитие аудиовидеодокументирование получило с созданием телевидения.

В настоящее время все телепередачи, кроме прямого эфира, транслируются с использованием аудиовизуальных документов.

Машинное документирование. Наиболее молодым способом фиксирования информации является машинное документиро­вание. Оно возникло в связи с необходимостью использования машинной обработки и хранения информации вследствие зна­чительного возрастания ее объема на современном этапе разви­тия человеческого общества. Отличительной особенностью дан­ного способа документирования от предыдущих является то, что он осуществляется с использованием искусственных язы­ков, т.е. языков, воспринимаемых электронно-вычислительной машиной.

При документировании на искусственных языках создаются документы на машинных носителях, т.е. документы, созданные с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку их информации ЭВМ.

Каждый из рассмотренных способов документирования реали­зуется на практике специально созданными для этой цели сред­ствами документирования.

Средства документирования. Средства документирования под­разделяются на простые и сложные.

К наиболее простым средствам документирования относятся так называемые рукописные средства (ручки, карандаши и т.п.), ко-


торые в своем развитии прошли длительный путь от резца перво­бытного художника до фломастеров и перографов.

По мере развития письма и письменности создаются и совер­шенствуются механические и электромеханические средства до­кументирования (пишущие машинки, магнитофоны, диктофоны, фото-, кино-, видеотехника и др.).

В современных условиях широкое распространение получило документирование на основе использовании компьютерной орг­техники (принтеры, плоттеры, специализированные програм­мные продукты для персональных компьютеров), а также сред­ства передачи и приема документированной информации: те­летайпы, факсимильные аппараты, передающие текстовую и графическую информацию. В настоящее время для документи­рования информации используются все из перечисленных средств.

При использовании простых средств создаются письменные документы (текстовые документы, информация которых зафик­сирована любым типом письма), изобразительные документы, документы, содержащие информацию, выраженную посред­ством изображения какого-либо объекта и графические доку­менты.

К сложным средствам документирования относятся средства репрографии и оперативной полиграфии, т.е. совокупности ма­шин, предназначенных для копирования и тиражирования доку­ментов.

К средствам репрографии (копирования) относятся средства фотокопирования, электрофотографии, термографии, электрон­нолучевого копирования, микрофильмирования и ризографиче-ского копирования.

В процессе копирования принимает участие оригинал, копия и посредник (промежуточный носитель, используемый для переда­чи изображения с оригинала на копию).

Взаимное расположение и физико-химические свойства ко­пируемого материал, подлинника, посредника, светочувствитель­ного или другого воспринимающего слоя, на который произво­дится репродуцирование, а также источника света характеризуют способ копирования. Выбор копирования определяется характе­ром, форматом и назначением документации.

К средствам оперативной полиграфии относятся гектографы, ротаторы, малые офсетные машины, ксероксы, работающие по упрощенной полиграфической технологии.

Сущность полиграфического процесса состоит в многократ­ном переносе красочного слоя с печатной формы на восприни мающую поверхность, в результате чего формируется изображе ние, которое с определенной степенью точности дублирует opF гинал.


4.3. Классификация носителей документированной

информации

Одним из свойств информации, как следует из инвариантной структуры этого понятия (см. подразд. 2.1), является наличие ма­териального носителя как необходимого условия ее проявления. Поэтому использование информации неразрывно связано с ис­пользованием ее носителя.

В документоведении под носителем документированной инфор­мации понимается материальный объект, используемый для зак­репления и хранения на нем речевой, звуковой или изобрази­тельной информации, в том числе в преобразованном виде. Со­гласно [42] носитель информации — это физический или матери­альный объект, в том числе физическое поле, в котором инфор­мация находит свое отображение в виде символов, образов, сиг­налов, технических решений и процессов.

Из этого определения следует, во-первых, что материальные объекты — это не только то, что можно увидеть или потрогать, но и физические поля, также мозг человека; во-вторых, что инфор­мация в носителях отображается не только символами, т. е. буква­ми, цифрами, знаками, но и образами в виде рисунков, черте­жей, схем, других знаковых моделей, сигналами в физических полях, техническими решениями в изделиях, техническими про­цессами в технологии изготовления продукции.

Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, уста­навливаются гражданским законодательством.

Типы материальных объектов как носителей информации раз­личны. Ими могут быть бумажные носители, магнитные и опти­ческие диски, фото-, кино-, видео-, аудиопленки, различные виды промышленной продукции, технологические процессы и т.п. Ин­формация в них фиксируется рукописным, машинописным, элект­ронным, типографским способами: в форме текста, чертежа, схе­мы, рисунка, формулы, графика, карты и т. п. Такая информация [63] при выполнении определенных условий отнесена к разряду документированной информации и представляет собой различные виды документов.

Носители документированной информации классифицируют­ся в зависимости от используемых способов документирования с учетом применяемых при этом средств.

Основным носителем документированной информации при текстовом и техническом документировании является бумага. Бу­мага как материал для письма была изобретена в Китае во II в. и, пироко распространившись, быстро вытеснила другие матери-шы (такие, как глина, папирус, шелк, береста), также ранее ис-юльзовавшиеся для этой цели.


Бумага как носитель документированной информации подраз­деляется на обычную и специальную.

Обычная бумага применяется при текстовом документирова­нии. Специальная бумага используется при техническом докумен­тировании (ватман, калька, координатная бумага) и фотодоку­ментировании (фотобумага).

В зависимости от содержания документа, его значения, срока хранения, для его создания используется бумага различного фор­мата и качества.

Установление форматов связано с проектированием и эксплу­атацией средств документирования. В нашей стране с 1966 г. уста­новлен Государственный стандарт потребительских стандартов бумаги (ГОСТ 9327 — 66), согласно которому все форматы под­разделяются на три ряда (табл. 4.1). Ряд А считается основным и служит для изготовления писчей бумаги. Ряды В и С — дополни­тельные; они используются для изготовления изделий из бумаги (конвертов, обложек).

Для измерения форматов принята метрическая система мер. Площадь основного формата АО (841 х 1 189 мм) приблизительно равна квадратному метру. Каждый последующий формат получа­ется из предыдущего делением большей стороны пополам. Все форматы геометрически подобны.

Для изготовления рукописных и машинописных документов используются листы бумаги форматов А4 (210x297 мм) — «стан­дартные листы» — и А5 (148x210 мм) — «половина стандартного листа», а также форматов A3 (297x420 мм) — «развернутый лист» и А6 (105x148 мм) — «регистрационная карта».

Любой документ должен иметь поля, т. е. определенное про­странство между краем листа бумаги и текстом. Поля необходимы для подшивки документа, для проставления некоторых служеб­ных отметок. Размеры полей должны быть не менее: верхнее, ниж­нее, левое — 20 мм; правое — 10 мм.

Это минимальные размеры полей, при их дальнейшем сокра­щении будет затруднено оформление и последующее хранение документов, но большие поля допустимы.

Каждый ряд подразделяется на классы, которые показывают размер формата. Так, например, в ряду А13 классов (0, 1, 2 и т.д.).

Каждый формат бумаги обозначается буквой ряда и цифрой класса.

Листы бумаги должны быть ровными, строго прямоугольной формы.

Качество писчей бумаги определяется сортностью и зависит от степени однородности, белизны и числа механических поврежде­ний.

Одной из известных технологий накопления и хранения дан­ных, информации и знаний является использование фотоматери-


Таблица 4.1

Потребительские форматы бумаги, мм

РядА Ряд В РядС
АО 841x1 189 ВО 1000x1414 СО 917x1297
А1 594x841 В1 707x1000 С1 648x917
А2 420x594 В2 500x707 С2 458x648
A3 297x420 ВЗ 353x500 СЗ 324x458
А4 210x297 В4 250x353 С4 229x324
А5 148x210 В5 176x250 С5 162x229
А6 105x148 В6 125x176 С6 114x162
А7 74x105 В7 88x125 С7 81x114
А8 52x74 В8 62x88 С8 57x81
А9 37x52 В9 44x62    
А10 26x37 В10 31x44    
АН 18x26 В11 22x31    
А12 13x18 В12 15x22    
А13 9x13        

алов и особенно фотографических микроформ. С первой полови­ны XIX в. фотоматериалы зарекомендовали себя как надежные накопители информации, способные в специальных условиях дол­говременно ее сохранять. При фотодокументировании использу­ются носители на бумажной основе, стекле с нанесенным на них специальным покрытием, обладающим свойством темнеть под воздействием световых лучей, на которых после выполнения оп­ределенного комплекса технологических операций появляется за­фиксированная информация (фотодокумент). Фотографическая запись позволяет формировать коллекции микроизображений до­кументов в виде микрофильмов и микрофишей, т.е. микроформ. Эта технология поучила название микрофильмирование. Под мик­рофильмированием понимается совокупность процессов изготов­ления, хранения, накопления и использования носителей мик­роизображений информации. Первые микрофильмы появились в 1920— 1930-х годах. Микроизображением считается изображение, которое можно прочитать только при помощи оптических средств при увеличении до 40 крат. Изображение обычной страницы до­кумента формата А4 в микроформе может занимать площадь ме­нее 1 см2. Микроформы служат защитной копией подлинника. По


виду изображения микроформы являются негативными или по­зитивными. Поиск нужного изображения производится пользова­телем с помощью читального аппарата (экран, соединенный с увеличителем).

Основой кинодокументов является кинолента, представляющая собой многослойную полимерную систему. Черно-белые киноплен­ки состоят из полимерной основы и желатинового слоя, в кото­ром диспергированы кристаллы солей светочувствительного се­ребра. Цветные кинопленки состоят из основы, подслоя, эмуль­сионных цветоотделений и защитных слоев.

Носителями информации при фонодокументировании в зави­симости от способа записи могут быть магнитные ленты, фоног­рафические валики, грампластинки.

Фонографические валики — полые цилиндры диаметром около 5 см и длиной 12 см. Звуковая дорожка нанесена на поверхность валика в виде винтообразной нити. Недостаток данного носителя заключается в слабой силе звука, ограниченной полосе воспроиз­водимых частот (до 2 кГц), быстром износе и невозможности ти­ражирования фонограмм.

Грампластинка — изготовленный из специального материала (цинк, целлулоид, эбонит) диск с выгравированной на нем по определенной технологии фонограммой. Массовое производство грампластинок было начато в конце 1890-х годов. Наиболее совре­менным представителем фонодокумента в виде грампластинки является лазерный диск.

Основным носителем при аудиовидеодокументировании явля­ются ленты с гибкой и тонкой основой (25 — 37 мм), на которые нанесен рабочий слой из магнитного порошка с малыми размера­ми частиц, диспергированного в связывающем составе.

В настоящее время для аудиовидеодокументирования широко используются оптические и магнитооптические диски, а также другие современные носители информации, применяемые в ком­пьютерных технологиях, кроме того, с помощью специальных устройств на компьютерах можно работать с обычными аудио- и видеокассетами.

Для ввода информации в машину приходится преобразовывать ее из формы, понятной человеку, в форму, понятную машине. Для этого в процессе машинного документирования используют­ся специальные —- машинные — носители информации. К ним относятся носители на бумажной основе (перфоленты, перфо­карты), магнитные носители информации (магнитные ленты, магнитные барабаны, магнитные диски и дискеты), оптические и магнитооптические диски.

Перфокарта представляет собой прямоугольник строго опре­деленных размеров из специального картона, обладающего изо­ляцией, прочностью, эластичностью, определенной жесткостью


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: