Текст а информационном пространстве

Заключенная в тексте информация приобретает самостоятельную жизнь в предметной форме документа. Автор текста обычно отделен от читателя или интерпретатора языковыми,

55пространственно-временными, культурными границами. Текст дистанциируется от диалогических условий и самим автором, поскольку последний не может уже непосредственно относиться к окружающей его обстановке и ситуации. Но теряя подобную отрешенность текст тем не менее не утрачивает связи с действительностью, он вливается в информационное пространство. А продуцирование текстов есть способ организации информационного пространства.

Информационное пространство — материально-идеальная категория. Материальную основу его составляют информационные ресурсы (совокупность документированной информации и средств ее поиска) и каналы коммуникаций. Идеальная же сторона предстает в движении, развитии смыслов, значений, заключающих в себе содержание доминирующих общественных настроений.

Информационное пространство состоит из административно-территориальных, отраслевых, проблемных, национальных и этнокультурных звеньев, исторически сложившихся членением социальной информации на относительно автономные в предметном отношении дисциплины и проблемные области. Границы информационного пространства определяются следующими критериями:

• наличием исторически сложившейся коммуникативной

системы, ее границами, поскольку информационное пространство опосредовано движением материальных носителей. Проникновение на неосвоенные участки пространства материальных носителей информации, документов, средств их транспортации все больше раздвигает границы информационного пространства;

• языково-коммуникативным взаимопониманием. Пространство ограничено использованием языков, доступных пониманию и оперированию, коммуникативной общностью субъектов;

• этнокультурной средой, которая делает понимание скрытых смыслов, значений, установок, мотиваций более полным и адекватным. Информационное пространство внутри границ неоднородно и имеет разную плотность. Основными факторами, влияющими

на его плотность, являются скорость протекания социокультурных процессов на разных территориях, связанная со скоростью информационного обмена. Повышенная скорость информационного обмена, в свою очередь, приводит к большей концентрации документных ресурсов и более развитой сети коммуникаций в локально ограниченных точках пространства — городах. Отраслевая дифференциация видов деятельности также оказывает влияние на неравномерную плотность информационного пространства, так как те или иные виды деятельности нередко получают большую общественную значимость, продукты этих видов деятельности — повышенную активность в использовании, в связи с чем получают импульс к ускоренному развитию, сопровождаемому интенсификацией информационного обмена.

Информационное пространство социально обусловлено. Многосложные сочетания знаний, духовных ценностей и социальных норм тиражируются в документах и отражают господствующее мировоззрение. Каждый автор создает текст, сообразуясь с собственными ощущениями дискомфорта от несоответствия, дисгармонии себя и среды, пытаясь создать информационную модель, в которой все просто и понятно в причинной обусловленности явлений и событий. Таким образом, автор задает некоторую систему правил организации внешней среды, а в зависимости от характера распространения его взглядов, интенсивности их движения в социуме можно говорить о степени воздействия научных и художественных произведений на организацию информационного пространства.

Автор как бы задает правила его построения, ориентиры, навязывает эти правила через тиражирование большинству субъектов. Но не каждый текст способен видоизменить информационное пространство. Множество текстов проходит практически бесследно и это происходит не только в силу отсутствия художественных, научных и иных достоинств. Настрой текста должен совпасть с мироощущением доминирующих социальных групп, «обрасти» символическими значениями, актуальными и эмоционально разделяемыми в данный исторический момент.

Таким образом, автор-субъект, систематизировавший информацию о каком-либо фрагменте окружающей действительности

и выработавший правила ее организации, которые распространяет эту информацию путем создания текста на более или менее обширные участки информационного пространства.

В то же время автор опосредует в своей деятельности характерные социально-групповые характеристики и представляет те или иные социальные институты. Деятельность автора в этом плане социально обусловлена. Каждый автор есть продукт среды и, в то же время, как личность, в меру своего таланта он стремится качественно ее видоизменить, задать новую парадигму. Потребитель (читатель) может принять или не принять задаваемую автором модель фрагмента действительности.

Деление социальной структуры информационного пространства на авторов и потребителей конечно же условно. И те, и другие выступают одновременно и в роли производителей, и в роли потребителей информации. Невозможно стать автором, т.е. выдать в социум некоторые правила организации фрагментов пространства, не владея самим методом, который может быть усвоен лишь путем потребления лучших стереотипных образцов и эталонов, характерных для среды и эпохи. С другой стороны, потребитель (читатель) тоже в чем-то автор, он тоже воссоздает путем творческого прочтения текста, его интерпретации собственные правила и параметры фрагмента пространства, но лишь в своем воображении. В массовом варианте читатели, имея идентичные вкусы, предпочтения формируют «информационные ожидания», т.е. готовность воспринять текст определенным образом. Таким образом, функционирование текста в социуме зависит от попадания или непопадания в сферу «информационных ожиданий». В зависимости от того, какая социальная группа доминирует со своими вкусами, настроениями, предпочтениями, такое место в иерархии занимает и документ, текст которого попадает в унисон доминирующим общественным настроениям.

Доминирование в общественном сознании установок, ценностей, образа жизни, настроений и предпочтений той или иной социальной группы перестраивает социальное пространство и имеет тенденцию к «материальному воплощению» в текстах, авторы которых становятся выразителями данных взглядов. А тексты способны «заразить», побудить массы к действиям, конкретной поведенческой реакции, внедрить соответствующие

умонастроения. Тексты и их авторы становятся символами, концентрируя в себе целостное ощущение духа эпохи, духа времени и приобретают социальную притягательность.

Идеальная сторона информационного пространства «жестко» не фиксируется, а определяет иерархию ценностей в той или иной момент. И эта иерархия не всегда совпадает с системной организацией информационного пространства, что характеризуется рассогласованием между содержанием проблем, муссируемых в общественном сознании, и дисциплинарной организацией знаний, исторически расчлененных на относительно автономные дисциплины и проблемные области. Это приводит к определенному напряжению в обществе, к формированию информационных ожиданий, некоторому информационному кризису, дисбалансу, который разрешается путем производства соответствующих документов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: