Алгоритм комплексного филологического анализа художественного текста

1. Определение (в общем виде) функционально-стилевой принадлежности художественного текста.

2. Анализ семантического пространства текста:

2.1. Анализ концептуального пространства текста.

2.1.1. Выявление набора ключевых слов текста.

2.1.2. Определение базового концепта.

2.1.3. Описание концептосферы базового концепта.

2.2. Анализ денотативного пространства текста.

2.2.1. Выявление макроструктуры текста - набора макропропозиций и связывающих их отношений.

2.2.2. Описание особенностей лексико-семантических репрезентаций текстовых ситуаций.

2.2.3. Анализ художественного времени и способов его текстового воплощения.

2.2.4. Анализ художественного пространства и языковых способов его воплощения.

2.3. Анализ эмотивного пространства текста.

2.3.1. Выявление и характеристика эмотивных смыслов в структуре образов персонажей.

2.3.2. Выявление и характеристика эмотивных смыслов в структуре образа автора.

2.3.3. Анализ эмоциональной тональности текста с использованием психолингвистического эксперимента и лексико-семантического анализа текста.

2.3.4. Выявление экстенсиональных эмотивных смыслов.

3. Анализ структурной организации текста:

3.1. Анализ членимости текста.

3.1.1. Описание особенностей объемно-прагматического членения текста.

3.1.2. Анализ структурно-смыслового членения текста.

3.1.2.1. Выявление ССЦ.

3.1.2.2. Описание внутреннего композиционного устройства CCЦ.

3.1.3. Анализ контекстно-вариативного членения текста.

3.1.3.1. Выявление и характеристика представленных в тексте композиционно-речевых форм авторской речи (описание, повествование, рассуждение).

3.1.3.2. Характеристика используемых в тексте способов репрезентации чужой речи (полилог, диалог, монолог, конструкции с прямой, косвенной и несобственно-прямой речью, поток сознания, внутренний монолог, аутодиалог, текстовые вкрапления с внутренней речью).

3.2. Анализ связности текста.

3.2.1. Выявление и характеристика текстообразующих логико-семантических связей.

3.2.2. Анализ текстообразующих грамматических средств связи.

3.2.3. Анализ текстообразующих прагматических связей.

4. Характеристика используемых в тексте приемов актуализации смысла (выявление текстовых доминант):

4.1. Своеобразие выбора лексических единиц и используемых лексических категорий.

4.2. Частотность повторяющихся синтаксических структур.

4.3 Особенности порядка слов.

4.4. Использование в тексте образных средств и стилистических приемов.

5. Обобщение результатов филологического анализа художественного текста.

Основная литература

1. Аверинцев С.С. Филология. Русский язык: Энцикл. М., 1979.

2. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.

3. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста: Учебник. Практикум. М., 2003.

4. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д., 1993.

5. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XXвв. М., 1987. С. 387 – 422.

6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975.

7. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества. М., 1979.

8. Белянин В.П. Психолингвистический и концептуальный анализ художественного текста с позиций доминанты // Логический анализ языка. Концептуальный анализ. М.,1990.

9. Брандес М.П. Стилистический анализ. М.,1990.

10. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.,1963.

11. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.,1971.

12. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избр. тр. М., 1980.

13. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.

14. Гак В.Г. О семантической организации текста // Лингвистика текста: Материалы науч. конф. М., 1974.

15. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

16. Григорьев В.П. Из прошлого лингвистической поэтики и интерлингвистики. М., 1993.

17. Дейк Т.А. ван. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М., 1978.

18. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

19. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.

20. Кожина М.Н. Об отношении стилистики к лингвистике текста // Функциональный стиль научной прозы: Проблемы лингвистики и методики преподавания. М., 1980.

21. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986.

22. Кубрякова Е.С. О связях между лингвистикой текста и словообразованием // Лингвистические проблемы текста. М., 1983.

23. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1988.

24. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.

25. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

26. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

27. Мукаржовский Я. Литературный язык и поэтический язык // Пражский лингвистический кружок. М., 1967.

28. Николаева Т.М. Лингвистика текста: Современное состояние, синтаксис и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М., 1978.

29. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.

30. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.

31. Потебня А.А. Из записок по теории словесности // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: Антол. М., 1997.

32. Реформатский Л.Л. Лингвистика и поэтика. М., 1987.

33. Русский язык: текст как целое и компоненты текста // XI Виноградовские чтения. М., 1982.

34. Сорокин Ю.А. Текст, цельность, связность, эмотивность // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982.

35. Степанов Г.В. Несколько замечаний о специфике художественного текста // Лингвистика текста. Вып. 103.М., 1976.

36. Степанов Г.В. О границах лингвистического и литературоведческого художественного текста. М., 1980.

37. Томашевский Б.В. Стилистика. Л., 1983.

38. Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. М., 1965.

39. Успенский Б.А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

40. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л., 1990.

41. Якобсон Р. Доминанта / пер. И. Чернова // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. Т.1 Тарту, 1976.

42. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.,1987.

Дополнительная литература

1. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.

2. Арутюнова Н.Д. Номинация и текст // Языковая номинация: Виды наименований.М., 1977.

3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990. С. 5 – 32.

4. Барт Р. Текстовой анализ // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 9. М., 1980.

5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

6. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994.

7. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: Модели мира в литературе. М., 2000.

8. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопросы философии, 1994. № 4.

9. Болотнова Н.С. Коммуникативные универсалии и их лексическое воплощение в художественном тексте // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. 1992. №4. С. 75-87.

10. Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М., 1978. С. 402 – 421.

11. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1980.

12. Гаспаров М.Л. Язык, понятие, образ: Лингвистика языкового существования. М., 1996.

13. Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. М., 1983.

14. Григорьев В.П. Поэтика слова. М.,1979.

15. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

16. Данеш Ф., Гаузенсблас К. Проблематика уровней с точки зрения структуры высказывания и системы языковых средств // Единицы разных уровней языка и их взаимодействие. М., 1969. с. 7 – 20.

17. Долинин К.А. Интерпретация текста. М., 1985.

18. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Исслед. по семантике, психолингвистике, поэтике. М., 1998.

19. Золотова Г.А. и др. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998.

20. Караулов Ю.Н., Петров В.В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

21. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4.

22. Леонтьев А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психолингвистике // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев, 1979.

23. Лескисс Г.А. Синтагматика и парадигматика художественного текста // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1982. т.40, № 5. С. 430 – 441.

24. Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.

25. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек – текст – семиосфера - – история. М., 1996.

26. Максимов Л.Ю. Лингвистический анализ художественного текста: Прогр. М., 1992.

27. Новиков А.И. Семантическое пространство текста и способы его членения // Категоризация мира: пространство и время. М., 1997.

28. Новиков Л.А. Язык и художественное познание: Методологические заметки об эстетическом освещении действительности // Методология лингвистики и аспекты изучения языка. М., 1988.

29. Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17; Теория речевых актов. М., 1986.

30. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 1985.

31. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.,1985.

32. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. М., 1988.

33. Степанов Ю.С. Язык и метод: к современной философии языка. М., 1998.

34. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семиотика и структура. М., 1983.

35. Труды по знаковым системам. Вып. 14; Текст в тексте: Semiotika. Тарту, 1988.

36. Чернухина И.Я. Общие особенности поэтического текста. М., 1987.

37. Шкловский В.Б. Новелла тайн // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. Тарту, 1976.

38. Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.,1990.

39. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.

40. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л.,1969.

41. Якобсон Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М., 1983.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: