Основные этапы творческого пути Н.А. Некрасова

Некрасов писал преимущественно популярные в 40-х годах водевили. В лучших из них заметна социальная проблематика (“Актер”, “Петербургский ростовщик” и в особенности “Осенняя скука”, написанная в конце 40-х годов).

Вторая половина 40-х годов - время, когда происходит становление реализма Некрасова.

В стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и угнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер. Новые сатирические стихи Некрасова - важный этап в его творческом развитии

Важное место в лирике Некрасова последнего периода занимают стихи о “народных заступниках”. Тема друзей народа уже была представлена в поэтическом творчестве Некрасова 50-х годов, но преимущественно в жанре поэмы (“В.Г.Белинский”, 1855; “Несчастные”, 1856).

В стихотворении “Памяти Добролюбова” (1864) можно обнаружить перекличку с романом Чернышевского “Что делать?”. Бе таких людей, как Рахметов, сказано там, жизнь “заглохла бы, прокисла бы...”. “Заглохла б нива жизни”, - подхватывает эту мысль Некрасов.

В 50-60-е годы Некрасов создает ряд стихотворений, формируется жанр: небольшие поэмы.

"Размышление у парадного подъезда" (58г), Герцен "Размышление у парадного крыльца".

Использует традиции одической поэзии, ломоносовской поэзии. Накладывается традиция очерка.

"Вельможа". Пестрые детали, библейские сюжеты. Финал - раздумье о народе.

в начале 60-х гг."Коробейники". Попытка обратиться к народной литературе. Для народной книги. Попытка изобразить крестьянский мир.

62-64 "Мороз красный нос". Интерес к народному быту. Миф о Морозе - мифологический. Песни, причитания. Обыденные эпизоды, трагические. Обращение к эпической традиции - Микула. Символ всенародного бытия. Мороз - мифологический образ, а не сказочный.

64 г -"Железная дорога".В основе сюжета строительство дороги. В сне раскрывается подсознание. Образ народа раздваивается: рабский народ и героический народ. Мифологический образ царя голода. Некрасов творит новую мифологию и культуру.

"Современники" 65 г- чиновники.

"Дедушка" 69 г - тема декабристов.

Для лирики 70-х: усиление драматизации, афористичность стиля.

Ранние стихи Некрасова в целом носили подражательный характер. Его первый сборник“Мечты и звуки” (1840) был неудачным.

В “поздней” лирике Некрасова последовательно усиливаются романтические тенденции. Лирические стихи становятся более психологичными. Для них характерны мотивы жертвенности, тема трагического одиночества лирического героя, религиозная символика. Усложняется структура текста.

Начало 70х годов:

цикл двух поэм "Русские женщины": "Княжна Трубецкая", "Княжна Болконская".

"Кому на Руси жить хорошо"- главное произведение. В произведении нет одной сюжетной линии. Неясен финал. Вопрос своеобразен.

Вопрос сформулирован по-крестьянски. Отражение закономерности народного сознания. Непонятийная форма изложения.

Незаконченность содержательна. Для Некрасова важен не ответ на вопрос, а поиск ответа на вопрос.

Финал должен был быть таким: крестьяне не нашли счастливого, встретились в кабаке с пьяным человеком=>можно быть счастливым только пьяным.

Вывод:

Жанр уникальный: черты поэмы, эпическая поэма, народный эпос, крестьянская энциклопедия: воспроизведение народного характера, сознания, культуры, разных текстов, обращение к песням, пословицам, поговоркам, плачам, легендам.

Поздние произведения конца 70х гг:

усиливается философский аспект. Нет четкой позиции автора. Усиливается стремление показать общую картину мира. Тяга к афористичности. Неким обобщением является поздняя лирика.

Некрасов обращается к личным судьбам. Переосмысление тем, стилевой эксперимент. Простота стиля, тема трагизма жизни, использование аллегоричных образов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: