Формуляр современного управленческого док-та и его составные части

Формуляр документа – набор реквизитов офиц-ого письменного док-та, расположенных в определенной последовательности.

Содержание документа, применяемого в управлении, определяется составом и значением реквизитов, которые в него входят. Реквизиты могут быть разными, однако это не исключает возможности предъявления к ним общих требований. Кроме того, многие реквизиты, входящие в широкий круг документов, бывают одинаковыми.

В настоящее время состав реквизитов документов, входящих в систему организационно-распорядительной докумен-ии, а также общие правила их оформления определены Гос. стандартом РБ (СТБ) 6.38-2004 «Унифицированные системы документации РБ. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

1 — Государственный герб РБ; 2 — эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания); 3 — код организации: код ОКОГУ для министерств и дру­гих органов управления, код ОКЮЛП для других организаций; 4 — код документа по ОКУД; 5 — наименование вышест. организации; 6 — наименование организации; 7 — наименование структ. подразделения; 8 — почтовый адрес отправителя; 9 — коммуникационные и коммерч. данные; 10 — название вида документа; 11 — дата; 12 — регистрационный индекс; 13 — ссылка на регистрационный индекс и дату входящего документа; 14 — место составления или издания; 15 — гриф ограничения доступа; 16 — адресат; 17 — гриф утверждения; 18 — резолюция; 19 — заголовок к тексту; 20 — отметка о контроле; 21 — текст; 22 — отметка о наличии приложения; 23 — подпись; 24 — гриф приложения; 25 — гриф согласования; 26 — визы; 27 — печать; 28 — отметка об исполнителе; 29 — отметка о заверении копии; 30 — отметка об исполнении документа и направлении его в дело; 31 — отметка о поступлении (регистрационный штамп входя­щих документов); 32 — отметка о переносе данных на машинный носитель.

Реквизит «Название вида документа» – классификационное понятие, употребляемое для обозначения группы документов одного наименования (например, протоколы, -- один вид, приказы – другой вид, акты – третий). Разновидность документа детализирует понятие вид (разновидность – разные виды). Разновидность уточняет характер деятельности, документируемой данным видом. Например: акт экспертизы, акт приема, акт инвентаризации.

Указание вида – один из обязательных элементов документа. Оно дает первое самое общее представление о документе, его целевом назначении, формуляре, юридическом значении и характере изложения информации.

Реквизиты «Наименование вышестоящей организации», «Наименование организации», «Наименование структурного подразделения», «Адресат», «Резолюция», «Гриф утверждения», «Индекс документа», «Почтовый адрес», «Коммуникационные и коммерческие данные» показывают положение документа в пространстве как географическом, так и иерархическом, указывают путь, который он уже прошел, и тот, который ему предстоит пройти.

Характеристика дается документу различными реквизитами в разных масштабах, они дополняют друг друга и детализируют положение док. Так, реквизит «Наименование вышестоящей организации» указывает, в какой сфере деятельности создан документ, а реквизит «Индекс» – дело, в котором он будет подшит после того, как аппаратом управления по нему будет принято соответствующее решение. К этой же группе реквизитов следует отнести графически оформляемые реквизиты – «Государственный герб Республики Беларусь», «Эмблема» организации, которые наглядно иллюстрируют док-т, характеризуя организацию, из которой он исходит.

Положение документа во времени определяется его датой. Реквизит «Дата» показывает, в какой момент создан документ. Датами сопровождаются некоторые другие самостоятельные реквизиты – «Гриф согласования», «Гриф утверждения», «Подпись», «Виза», «Отметка об исполнении документа и направлении его в дело» и др. Дата важна прежде всего в тех реквизитах, которые придают документу необходимую юридическую силу.

Реквизиты «Название вида документа», «Заголовок к тексту», «Резолюция», «Текст», «Коды» и некоторые другие указывают целевое назначение документа, раскрывают его содержание. Реквизиты «Отметка о заверении копии» и «Подпись» удостоверяют подлинность документа.

Реквизиты могут сообщать о документе и некоторые другие сведения. Например, отметка о наличии приложения свидетельствует о том, что данный отдельно взятый документ еще не обладает всей необходимой полнотой информации и должен быть изучен вместе с прилагаемыми к нему другими документами, или же о том, что данный документ не имеет самостоятельного информационного значения и лишь информирует о пересылке других док., например, сопроводительное письмо.

Наличие реквизита «Текст» свидетельствует, что речь идет о конкретном документе, который является средством передачи и сохранения информации во времени и пространстве.

Порядок расположения некоторых реквизитов предусматривает для них одно и то же место на документе. Такие реквизиты называются взаимоисключающими, то есть не встречающимися в одном и том же документе. Из каждой пары реквизитов – «Адресат» и «Гриф утверждения», «Коммуникационные и коммерческие данные» и «Название вида документа», «Ссылка на индекс и дату входящего документа» и «Место составления или издания» при оформлении конкретных документов следует использовать только один реквизит. Например, в письмах обязательно будет указываться реквизит «Адресат» и никогда – «Гриф утверждения»; в должностной инструкции – обязательно наличие «Грифа утверждения» при отсутствии «Адресата».

Кроме того, все реквизиты делятся на постоянные и переменные. Постоянный реквизит – это реквизит, наносимый при изготовлении унифицированной формы документа или бланка документа. Переменный реквизит – это реквизит, наносимый при составлении конкретного документа. Например, постоянными реквизитами, наносимыми на бланк для писем, являются: Государственный герб РБ, эмблема организации (товарный знак), наименование вышестоящей организации, наименование организации, наименование структурного подразделения, почтовый адрес отправителя, коммуникационные данные и коммерческие данные.

Устанавливается также перечень реквизитов, которые следует включать в состав бланка полностью или в виде частей, содержащих постоянную информацию. Например, рекв. «Наименование организации» печатается на бланке полностью, рекв. «Ссылка на индекс и дату входящего документа» – только частично (на № _ от _).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: