double arrow

Основные этапы творческого пути Н.А. Некрасова

В 50-60-е годы Некрасов создает ряд стихотворений, формируется жанр: небольшие поэмы.

"Размышление у парадного подъезда" (58г), Герцен "Размышление у парадного крыльца".

Использует традиции одической поэзии, ломоносовской поэзии. Накладывается традиция очерка.

"Вельможа". Пестрые детали, библейские сюжеты. Финал - раздумье о народе.

в начале 60-х гг."Корабейники". Попытка обратиться к народной литературе. Для народной книги. Попытка изобразить крестьянский мир.

62-64 "Мороз красный нос". Интерес к народному быту. Миф о Морозе - мифологический. Песни, причитания. Обыденные эпизоды, трагические. Обращение к эпической традиции - Микула. Символ всенародного бытия. Мороз - мифологический образ, а не сказочный.

64 г -"Железная дорога".В основе сюжета строительство дороги. В сне раскрывается подсознание. Образ народа раздваивается: рабский народ и героический народ. Мифологический образ царя голода. Некрасов творит новую мифологию и культуру.

"Современники" 65 г- чиновники.

"Дедушка" 69 г - тема декабристов.

Начало 70х годов:

цикл двух поэм "Русские женщины": "Княжна Трубецкая", "Княжна Болконская".

Для лирики 70-х: усиление драматизации, афористичность стиля.

"Кому на Руси жить хорошо"- главное произведение. В произведении нет одной сюжетной линии. Неясен финал. Вопрос своеобразен. Представлен в нескольких вариантах: кто счастлив? кому живется весело? кому живется вольготно? каждый вопрос имеет два смысла.

Вопрос сформулирован по-крестьянски. Отражение закономерности народного сознания. Непонятийная форма изложения.

Незаконченность содержательна. Для Некрасова важен не ответ на вопрос, а поиск ответа на вопрос.

Финал должен был быть таким: крестьяне не нашли счастливого, встретились в кабаке с пьяным человеком=>можно быть счастливым только пьяным.

Вывод:

Жанр уникальный: черты поэмы, эпическая поэма, народный эпос, крестьянская энциклопедия: воспроизведение народного характера, сознания, культуры, разных текстов, обращение к песням, пословицам, поговоркам, плачам, легендам.

Изображение персонажей из мифологии. Изображение коренного народного типа. Многообразие народных характеров. Воспроизведение народной этики. Эпопейное начало.

Поздние произведения конца 70х гг:

Существенно отличались. усиливается философский аспект. Нет четкой позиции автора. Усиливается стремление показать общую картину мира. Тяга к афористичности. Неким обобщением является поздняя лирика.

Некрасов обращается к личным судьбам. Переосмысление тем, стилевой эксперимент. Простота стиля, тема трагизма жизни, использование аллегоричных образов.

Некрасов был крупнейшим русским поэтом второй половины XIX века. Он внес большой вклад в развитие всей русской культуры и общественной мысли, являясь редактором двух лучших демократических журналов XIX в. - “Современника” и “Отечественных записок»

Ранние стихи Некрасова в целом носили подражательный характер. Его первый сборник“Мечты и звуки” (1840) был неудачным.

Некрасов писал преимущественно популярные в 40-х годах водевили. В лучших из них заметна социальная проблематика (“Актер”, “Петербургский ростовщик” и в особенности “Осенняя скука”, написанная в конце 40-х годов).

Много внимания Некрасов уделял и прозаическим жанрам. Наиболее крупное прозаическое произведение Некрасова раннего периода - незаконченный роман “Жизнь и похождения Тихона Тростникова” (1843-18480. Роман этот создавался в традициях “натуральной школы”.

В новых некрасовских стихах, появившихся после неудачного сборника “Мечты и звуки”,заметно постепенное обращение поэта к “низкой”, повседневной действительности(«Провинциальный подьячий в Петербурге”, 1840; “Говорун”, 1843; “Новости” 1845). По жанру это стихотворные фельетоны, в них много внимания уделялось мелким городским новостям, праздникам, уличным впечатлениям и т.д.

Вторая половина 40-х годов - время, когда происходит становление реализма Некрасова. Начало нового периода в своем творческом развитии Некрасов связывал с именем Белинского. Наиболее очевидным признаком зрелости поэтического таланта Некрасова стала разработка в его лирике темы народа. Он пишет ряд стихотворений, прямо посвященных положению русского крестьянства (“Огородник”, “Псовая охота”, 1846, и др.) Сглубоким сочувствием писал он о трагической судьбе крепостных, осужденных на нравственную гибель (“В дороге”, 1845).

В стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей иугнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер. Новые сатирические стихиНекрасова - важный этап в его творческом развитии.

Лирический герой, появившийся в его стихах второй половины 40-х годов, явился своеобразным открытием в русской поэзии. Это - типичный разночинец, которому очень тяжелодается разрыв с дворянским прошлым. Не менее важно появление у Некрасова и образа лирической героини. Таково, например, стихотворение “Еду ли ночью...” История гибели незаурядной женщины рассказана в этом стихотворении с искренней гуманностью, с глубоким уважением к героине, для которой в высшей степени характерно безудержное стремление к воле.

В конце 40-х годов у Некрасова возникают первые стихотворения, посвященные А.Я.Панаевой и составившие впоследствии так называемый “панаевский цикл”, который исследователи справедливо сопоставляют с знаменитым “денисьевским циклом” Ф.Тютчева.

В них были выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и мучительные отношения героя и героин (“Если мучимый страстью мятежной...”, 1847; “Ты всегда хорошо несравненно...”, 1847; “Поражена потерей невозвратной...”, 1848; “Да, наша жизнь текла мятежно...”, 1850, и другие, вплоть до “Трех элегий”, написанных в 1874 г. и как бы завершающих цикл.

Годы “мрачного семилетия” были очень тяжелыми для Некрасова как поэта и редактора“Современника”. Он значительно меньше пишет стихов и почти не печатает их. Для поддержки журнала Некрасов вместе с Панаевой сочинил два романа: “Три страны света” (1848-1849) и“Мертвое озеро” (1851).

Одно из самых значительных стихотворений, написанных Некрасовым в первой половине50-х годов, - “Отрывки из путевых записок графа Гаранского” (1853) - смогло быть опубликовано только в 1856 г., когда уже закончилось “мрачное семилетие” и цензурный гнет был несколько ослаблен. Ирония перерастает здесь в гневный сарказм, помогающий как бы“изнутри” разоблачить подлинное лицо помещика-аристократа, от имени которого ведетсяповествование.

Одним из наглядных признаков начавшегося общественного подъема был выход в свет сборника стихов Некрасова в 1856 г. Поэт включил в него лучшие произведения, созданные им за10 лет (стихи первой половины 40-х годов туда вообще не вошли). Сборник открывался стихотворением “Поэт и гражданин”, в котором Некрасов излагал свои взгляды на назначение поэзии в жизни, выступал защитником высокоидейного гражданского искусства. В стихотворении представлен своеобразный внутренний диалог, внутренний спор, который отразился и в позднейшей лирике Некрасова.

Стихотворный сборник 1856 г. построен по четкому плану. Первый отдел состоял из стихов о народе, во втором помещены были сатирические стихи. В третьем отделе опубликована поэма “Саша”, а в четвертом - лирические стихи.

“Саша” (1855), занявшая третий отдел сборника, была первой поэмой в творчестве Некрасова. В центре ее - проблема формирования демократических убеждений у представителейередовой молодежи.

Лирические стихи Некрасова, собранные в четвертом отделе сборника, 1856 г., несли насебе отпечаток поэтической оригинальности и новаторства. Автобиографические стихи о родном доме, воспоминания о детстве (“Родина”) приобретали обобщенно-гражданское звучание. Темы дружбы (“Памяти приятеля”), любви (“Когда из мрака заблужденья”...” “Еду ли ночью...”)раскрывались в социальном плане.

Сборник Некрасова 1856 г. был событием во многих отношениях знаменательным. В целом цикле стихотворений, созданных в самом начале 60-х годов (“Знахарка”, “На Волге”, “Деревенские новости”, “Крестьянские дети” “В полном разгаре страда деревенская...”, “Орина, мать солдатская”), он выступал как выразитель народных дум и чаяний, горя и радости. В это время народе, но и для народа. Так была задумана поэма “Коробейники” (1861). Два года спустя Некрасов пишет одно из наиболее замечательных своих произведений - поэму “Мороз, Красный нос” (1863-1864). Народная жизнь в ней изображена более всесторонне, образ русской крестьянки, стал здесь воплощением лучших черт национального характера.

Лирика Некрасова последнего периода - одно из высших художественных достижений его поэзии. Так, “Элегия” (1874), являющаяся одним из важнейших эстетических манифестов поэта, начинается с открытого обращения к молодому поколению, что народная тема не устареет никогда.

“Железная дорога” (1864) также прямо адресована молодежи. Все стихотворение построено как полемика с генералом, оно утверждает подлинную роль народа в строительстве железной дороги и в истории вообще

Важное место в лирике Некрасова последнего периода занимают стихи о “народных застуниках”. Тема друзей народа уже была представлена в поэтическом творчестве Некрасова 50-х годов, но преимущественно в жанре поэмы (“В.Г.Белинский”, 1855; “Несчастные”, 1856).

В стихотворении “Памяти Добролюбова” (1864) можно обнаружить перекличку с романом Чернышевского “Что делать?”. Бе таких людей, как Рахметов, сказано там, жизнь “заглохла бы, прокисла бы...”. “Заглохла б нива жизни”, - подхватывает эту мысль Некрасов.

В “поздней” лирике Некрасова последовательно усиливаются романтические тенденции. Лирические стихи становятся более психологичными. Для них характерны мотивы жертвенности, тема трагического одиночества лирического героя, религиозная символика. Усложняется структура текста.

В 70-х годы Некрасов продолжает работать в жанре поэмы – к Дедушке, “Русские женщины, “Современники”, “Кому на Руси житьхорошо”. Возникает своего ода трилогия, подводящая итог всему художественному творчествупоэта. “Современники” построены как портретная галерея (такой подзаголовок был в рукописи).

“Кому на Руси жить хорошо” (1866-1876) можно назвать энциклопедией крестьянскойжизни.

При жизни автора поэма, оставшаяся незаконченной, не была опубликована в составе всех написанных Некрасовым частей. Согласно пометкам Некрасова, последовательность отдельных фрагментов должна быть такой: Часть Первая, “Последыш” (из второй части), “Пир - на весь мир” (из второй части), “Крестьянка” (из третьей части). Однако в силу разных причин порядок этот нарушен, а “Пир - на весь мир” традиционно печатается в конце произведения.

Судя по Прологу, странники должны были поочередно встретиться с шестью предполагаемыми счастливцами: помещиком, попом, купцом, чиновником, министром, царем.

Так проясняется главная проблема поэмы, формулируется авторский замысел: поиски путей к народному благополучию.

В “Кому на Руси жить хорошо” нарисован целый ряд очень колоритных, своеобразных народных характеров. Но главная цель Некрасова - создание коллективного образа народа, как этои должно быть, если речь идет об эпопее. Некрасов не идеализирует крестьянскую массу, не закрывает глаза на отрицательное явления народной жизни (рабский характер “примерного холопа” Якова, предательство Глеба и т.д.). Но главное его внимание обращено на коренную основу народного быта и сознания.

В его произведениях нашли отражение гражданственность Рылеева, энергия отрицания, сила протеста Лермонтова, народность, фольклоризм Кольцова. В наибольшей же степени на становление творчества Некрасова воздействовали Пушкин и Гоголь. Для языка и стиля Некрасова характерно соединение самых разнородных элементов. В его творчестве ярко отражается песенное начало, связанное с использованием фольклорных традиций. Некрасов способствовал развитию русского литературного языка, обогащал его новыми речевыми элементами. Важное значение имело и жанровое новаторство Некрасова. Созданные им виды поэмы-народные, историко-революционные, сатирические-явились подлинным вкладом в историю русской поэзии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: