double arrow

Публицистическая и редакторская деятельность Н. Некрасова. Фельетоны.

В 1840 г. выпустил первый сборник стихов "Мечты и звуки", о котором отрицательно оцененный В.Г.Белинским и впоследствии уничтоженный автором. (баллады с «страшными» заглавиями «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон»

Лишенный всякой финансовой поддержки, Некрасов уже в конце 1830-х годов вынужден был прибегнуть к черному литературному труду в виде срочных заметок, отзывов о самых разнообразных книгах, переводах, театральной критики и даже водевилей. Эти первые опыты публиковались преимущественно в журнале "Репертуар и Пантеон", в "Литературной газете" и "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду"".

В начале 1840-х Некрасов становится сотрудником «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его «В дороге».

---Некрасов начал свою работу редактора в журнале Ф.А. Кони "Пантеон российских театров".

В 1845 году вышел составленный им сборник "Физиология Петербурга" в двух частях, включавший 12 статей. Среди авторов сборника В.Г. Белинский, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, А.Я. Панаева.

Сборник объединил разнородные по характеру материалы по принципу идейной направленности.

В 1843 г. состоялось знакомство Некрасова с В.Г.Белинским. В 1845-46 гг. Некрасов впервые попробовал себя в качестве издателя, выпустив альманахи "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник" с очерками, рассказами и повестями писателей "натуральной школы" - В.Г.Белинского, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, В.И.Даля, И.И.Панаева и др.

В 1847 г. вместе с И.И.Панаевым Некрасов стал редактором-издателем журнала "Современник", основанного еще А.С.Пушкиным, но после смерти поэта потерявшего былой блеск.

Начинается печатание в «Современнике» бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдоним А. Я. Головачёвой-Панаевой). Впрочем, главами этих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за запретов цензуры.

Около середины 1850-х годов Н. Чернышевский и Н. Добролюбов становятся главными деятелями «Современника». Благодаря своей замечательной чуткости и способности быстро усваивать настроение и взгляды окружающей среды, Некрасов становится по преимуществу поэтом-гражданином.

Умелое и дипломатичное руководство "Современником" позволило редактору привлечь в качестве сотрудников ярких беллетристов (И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Г.И.Успенского и др.) и публицистов (Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, М.Е.Салтыкова-Щедрина и др.). В журнале во все время его существования публиковались поэтические и прозаические произведения Некрасова, сами по себе часто составлявшие яркие события в русской литературе, литературно-критические статьи, фельетоны. Непосредственное участие Некрасов принял и в создании сатирического приложения к "Современнику" - "Свистка".

В 1862 г. после петербургских пожаров радикальный "Современник" был приостановлен на 8 месяцев (июнь-декабрь). Дипломатизм Некрасова-редактора позволил не только возобновить с 1863 г. издание журнала, но даже добиться официального разрешения на публикацию в "Современнике" романа арестованного в 1862 г. Чернышевского "Что делать?" Однако в июне 1866 г. после выстрела Д.В.Каракозова журнал спасти не удалось и "Современник" был закрыт окончательно.

В 1868 г. Некрасов арендовал у официального редактора А.Краевского журнал "Отечественные записки" и до самой смерти оставался его редактором и одним из основных авторов. В редакцию журнала по приглашению Некрасова вошли также М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.З.Елисеев, Д.И.Писарев, А.В.Скабичевский, Н.К.Михайловский и проч.

Псевдонимы: Белопяткин.; Боб, Феклист; Бородавкин, Иван; Бухалов; Намордников, Савва; Афанасий; Пружинин, Зубоскалов, Такой-то;

Одним из крупнейших редакторов своего времени был Н.А. Некрасов. Наибольший интерес представляет его деятельность в "Современнике", во главе которого он стоял двадцать лет - с 1847 по 1866 год. Как уже говорилось, это был один из лучших отечественных журналов. В годы подъема революционного движения его тираж достигал десяти тысяч экземпляров. На страницах журнала нашла отражение программа крестьянской революции.

Заслуга Некрасова в том, что он сумел сплотить вокруг редакции коллектив единомышленников - писателей, публицистов. Журнал был идейным органом, он воплощал программу, намеченную Белинским. Все материалы "Современника" выражали единое направление.

Некрасов стремился к коллективности редакторской работы. В конце 50-х годов создается редакционная коллегия в составе Некрасова, Панаева, Чернышевского, Добролюбова.

Некрасов не только занимался организацией работы изданий. Он правил статьи, читал корректуры

Некрасов так характеризует свою работу в "Современнике": "...Вся, так сказать, черновая работа по журналу: чтение, исправление рукописей, а также добывание их, чтение корректур, объяснение с цензорами, восстановление смысла и связи в статьях после их карандашей лежали на мне, да я еще писал рецензии и фельетоны..." (Из письма М.Е. Салтыкову) .

В основе отбора материалов в "Современнике" Некрасова прослеживаются две линии: учет читательского интереса и общее направление журнала. Учитывая, что летом журнал распространяется менее активно, он важные, программные материалы печатал в другие периоды года. Старался давать в журнале материалы, написанные в русле его общего направления или хотя бы не противоречащие ему.

Стихотворные фельетоны, водевили и пародии явились результатом прикосновения Некрасова к традиционной поэзии. Некрасов перекладывает старые формы (при превращении баллады в сатиру или поэмы в фельетон), пользуясь ими как основой для смещения. Он, как настоящий пародист, в совершенстве владеет стилистическими и стиховыми (ритмико-синтаксическими) формами Жуковского, Пушкина и Лермонтоваhttp://philology.ruslibrary.ru/default.asp?trID=388 - _edn1.

«Суд» (1867) написан размером, который ввел Жуковский («Шильонский узник» и «Суд в подземелье») и разработал Лермонтов («Мцыри»). Есть строки, в которых эта связь (ритмико-синтаксическая) чувствуется.

Талантливым и остроумным бытописателем и социологом Петербурга проявил себя в фельетонах 40-х годов. Эти фельетоны печатались в «Литературной газете», в разделе «Петербургская хроника», «Русском инвалиде». Фельетоны знакомили неприхотливых читателей со столичными новостями: Гостиный двор осветился газом, приехали на гастроли итальянские артисты. не забывал сообщить и о новых книгах, новых пьесах, сделать обзор вышедших журналов. И часто в легкую и непринужденную фельетонную болтовню врываются темы серьезные: пропаганда новой «натуральной школы», защита В. Г. Белинского от нападок реакционеров, разговор об истинном назначении искусства.

В фельетонах Некрасова много беззлобного юмора, но много и ядовитой иронии и острой сатиры. К 1844 году относятся фельетоны «Хроника петербургского жителя», «Петербургские дачи и окрестности» и «Черты из характеристики петербургского народонаселения». Что такое петербургские дачи? «Вид на два дерева и на лужу». Что за люди населяют столицу? На этот вопрос автор отвечает так: «Мы, не вдаваясь в подробности, разделили бы жителей Петербурга на четыре разряда — на чиновников, офицеров, купцов и так называемых петербургских немцев.

Фельетоны: Петербург и петерб дачи, преферанс и солнце (и скучно и грустно и некого в карты надуть в минуты карманной невзгоды), фельетонная букашка.


Сейчас читают про: