Законы Пифагора
(Печатается по изданиям:
«Пифагоровы законы, и нравственные правила» Перевод с франц. В. Соликова. СПб, 1808.
«Афоризмы Эпиктета». Перевод с греч. И прим. В. Алексеева. СПб, 1891.
«Основание стоицизма». Перевод с греч. и прим. В, Алексеева. СПб, 1888.)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пифагор
Пифагор Самосский (ок. 580—500 гг. до Р. X.) — греческий философ-идеалист, математик, астроном, оратор и прорицатель — родился на греческом острове Самос. Родителями его были Мнемарх (Мнесарх) и Пифаида, но жители острова были убеждены в божественном происхождении философа, приписывая отцовство Аполлону, а род Пифагора — потомству Зевса. Буквально имя Пифагора переводится как «тот, о котором объявила Пифия». По мнению Ямвлиха (греческий философ III века по Р. X., автор трактата «Жизнь Пифагора»), Мнемарху Дельфийским оракулом жрицей-прорицательницей Пифией было предсказано, что у него родится дитя, «которое будет выделяться среди всех когда-либо живших красотой и мудростью, и принесет человеческому роду величайшую помощь на все времена». После рождения ребенка отец воздвиг величественное святилище Аполлону и нанял для сына лучших воспитателей. С ранних лет Пифагора местные жители начали замечать в нем признаки особого ума и раннюю мудрость, отчего и возникла молва о его божественном происхождении.
|
|
В восемнадцать лет Пифагор тайно покидает дом и отправляется в Сирию постигать тайные знания у финикийских жрецов, а затем в Египет, к лучшим в те времена жрецам и прорицателям. Двадцать два года (по другим источникам — 13 лет) провел Пифагор в Египте, изучая астрономию, геометрию и мистические таинства, пока персидский царь Камбис II не завоевал Египет. Пифагор в числе прочих пленных был увезен в Вавилон в качестве раба. Там он продолжил свои поиски знаний, изучая науку о числах, музыку и многие другие предметы. Приблизительно в 50 лет Пифагор возвращается на остров Самос. Слава о великом философе разнеслась по всей Элладе, и сотни людей начали приезжать на остров для того, чтобы увидеть и пообщаться с мудрецом. Это тяготило Пифагора. К тому же он был вынужден много времени уделять общественной работе. Поэтому, приблизительно в 530-м году до Р. X., Пифагор принимает решение покинуть остров и переехать в итальянский город Кротон.
По прибытии в Италию Пифагор узнает, что многие города находятся в рабстве друг у друга. Мудрыми советами он вернул свободу, установил законы, устранил смуту и разногласия и примирил знать. Любимым правилом Пифагора было: «Любым способом следует избегать и отсекать огнем, железом и всеми другими средствами от тела болезнь, от души — невежество, от желудка — излишество, от города — смуту, от дома — разномыслие, от всего в целом — неумеренность». Пифагор был строгим вегетарианцем. Авторитет мыслителя был необычайно высок, власть над людьми почти безгранична: его считали полубогом. Порфирий рассказывает, что после одной зажигательной речи Пифагора две тысячи кротонских граждан отреклись от обычной жизни, от права собственности и соединились в общину.
|
|
В Кротоне Пифагор создает этико-религиозное общество, целью которого было нравственное обновление и очищение религиозных воззрений. В общину входили как мужчины, так и женщины. Всего около 600 человек. Кротонская школа имела многочисленные филиалы по всему итальянскому побережью, и ее выпускники проникали в высшие органы власти городов, неся пифагорейские идеалы порядка и гармонии в общественную жизнь и государственное управление.
В Кротоне и близлежащих городах Пифагор поставил правителей, разделяющих его взгляды. Поверх политической власти был создан Совет Трехсот — научный, политический и религиозный орден, регулирующий всю общественную и государственную жизнь. Во главе Совета Трехсот стоял сам Пифагор. Результаты не замедлили сказаться: смягчились нравы, поднялся материальный уровень горожан, прекратились грабежи и войны...
«Эра» гармонии и счастья продолжалась около 30 лет, но дальше случилось нечто необъяснимое. Народ буквально взвыл от порядка и, подстрекаемый оставшимися не у дел политиками, военными, торговцами и жрецами, разгромил и сжег пифагорейскую школу и все ее филиалы, перебив преподавателей и учеников. Случайно уцелели только двое — Филолай и Аизис. От них-то мы и знаем всю печальную историю взлета и падения первой попытки осчастливить человечество — построить рай на Земле. С тех пор пифагорейцы жестоко преследовались и уничтожались.
Судьба была благосклонна к Пифагору и увела его в царство теней за несколько лет до катастрофы. Великий реформатор умер в счастливом убеждении, что выполнил свою великую задачу и наставил человечество на путь истинный...
Пифагору приписывают сочинения по геометрии (теорема Пифагора), теории чисел, астрономии, определение основных музыкальных интервалов.
Пифагор считал, что все в мире определяется числами или соотношениями чисел. Эти наблюдения были связаны в том числе и с музыкой. Решающую роль сыграло открытие, что если длины струн в музыкальном инструменте относятся друг к другу как 1:2, 2:3, 3:4, то получающиеся музыкальные интервалы будут соответствовать тому, что мы теперь называем октавой, квинтой или квартой. Это открытие послужило импульсом к поискам аналогичных соотношений и в других областях, например, в геометрии и астрономии.
Астрономические наблюдения убедили его в том, что небесные явления, с которыми связаны все главнейшие
изменения земной жизни, наступают с математической правильностью, повторяясь точно определенными циклами. Пифагор считал, что небесные тела подчиняются аналогичным законам музыки — концепция «гармонии сфер». «Гармония сфер» Пифагора — не что иное, как зародыш квантовой теории строения материи.
Пифагор впервые назвал Вселенную Космосом (строем, зданием) и развил учение о Космосе как о закономерном, стройном целом, подчиненном законам гармонии и числа. Согласно древним источникам, впервые идея о шарообразности Земли была высказана Пифагором и потом в письменном виде сформулирована Парменидом.
Что касается его исследований в области оптики, то он считал, что объекты становятся видимыми благодаря «выстреливаемым» ими крохотным частицам, попадающим в глаз человека. Потрясающее предвидение Пифагора вспоминали на всех этапах создания корпускулярной теории. Зная законы отражения, развивал геометрические методы построения мнимых изображений плоскими и кривыми зеркалами, основанные на прослеживании отраженных лучей и их продолжений за зеркало.
|
|
Пифагор серьезно занимался астрологией. В течение более чем 30-летних странствий Пифагор имел полную возможность глубоко изучить опыт трех важнейших древних школ астрологии: ассиро-вавилонской, египетской и зороастрийской (авестийской), и осуществить синтез их учений.
философия Пифагора представляет попытку свести все явления к числовым отношениям и рассматривать числа как непреходящую сущность вещей (как все числа составлены из чета и нечета, так и все вещи соединяют в себе противоположности, из которых основные — «предел» и «беспредельное»). В то же время каждая вещь рассматривалась как примирение противоположностей — «гармония».
С именем Пифагора связана легенда о первом доказательстве теоремы, носящей его имя. Вавилонянам еще за тысячелетия до Пифагора были известны свойства прямоугольных треугольников, но таблички времен Хаммурапи содержали только таблицы «троек», названных впоследствии «пифагоровыми» (численные значения сторон в прямоугольном треугольнике). Пифагор мог узнать об этих законах во время своих путешествий и попытался их логически обосновать, что привело к первым доказательствам теоремы Пифагора, то есть к созданию метода расчета.
По словам Гераклита, он был ученее всех своих современников, был первым настоящим философом, т.е. ученым-универсалом.
Пифагорейцы признавали бессмертие душ и их постепенное очищение посредством переселения. Принимали шарообразность Земли и ее движение вокруг центрального огня, источника света и тепла. Существуют легенды об открытии пифагорейцами несоизмеримых отрезков, что привело в конечном итоге к разработке новой научной дисциплины — геометрической алгебры. Также ими был разработан метод математической дедукции.