Основание стоицизма

«Основания стоицизма» — компи­ляция из лучших мест философских произведений Эпиктета — сделана, по словам Симплиция, известным учеником Эпиктета, Аррианом. На­писанная язычником, книга эта пользовалась полным уважением даже со стороны христиан (ее, меж­ду прочим, хвалит Блаженный Авгус­тин) и уцелела вследствие этого от фа­натизма первых последователей хри­стианства. Действительно, стоицизм больше других учений языческих школ приближается к идеям христианства, заключая в себе зачатки пре­красных учений и правил. Уже один космополитический характер этого христианского язычества приближал его к христианству. Полные любви к человечеству слова последнего — «все люди братья» — мы встречаем у того же Эпиктета. Стоицизм служил, та­ким образом, переходной ступенью к христианству. Высшей целью жизни по учению стоиков было: жить соглас­но с природой, т. е. согласно боже­ственным законам или разуму, так как все живущее стремится к полез­ному и боится вредного себе; полез­ное же то, что не нарушает законов природы. Лучшей помощницей для достижения блага является истинное благо — добродетель. Материальные блага должны быть для философа «безразличны». Преданный исключи­тельно заботам о своем нравственном совершенствовании, он должен пре­рвать навсегда свои сношения с ми­ром. Благ человек может достичь или своим бесстрастием, искореняя свои аффекты, или разумным управлени­ем собой. Материя мира наполнена и движется божеством, и человек, стре­мящийся ко благу, сознавая неизмен­ные законы природы и в то же время сохраняя свою свободу и разумное уп­равление поступками, истинно мудр. Он господин своей жизни и, если у него нет цели в жизни, он приносит ее в жертву смерти.

Таковы главные пункты учения сто­ицизма. Суровый нравственный ри­горизм составлял отличительную чер­ту в жизни его последователей. Не­сокрушимая твердость и мужество в самые трудные минуты жизни, осо­бенно в борьбе с императорским дес­потизмом, как позже, в Риме, отлича­ла стоиков. Благороднейшего после­дователя идеалов стоицизма воплотил в себе Марк Аврелий.

Учение Эпиктета, которого нельзя, однако, считать основателем отдель­ной философской школы, носит на себе следы учения позднейшего сто­ицизма, соединенного с понятиями сократовской школы. Терпение и воз­держание — основные формулы его учения. В эпоху императорского дес­потизма и неразлучного с ним упадка нравов всякое самостоятельное про­явление личности было опасно, и нравственный облик Эпиктета не­вольно обращает на себя внимание своими чисто республиканскими убеждениями.

Лучшим изданием Эпиктета остает­ся до сих пор издание Schweighauser'a, Leipzig, 1799—1800 г., в 6 т., принятое в основание нашего перевода. Только некоторые места переведены по тек­сту издания Dubner'a (Paris. Ed. II. 1877. Collect. Didot, вместе с Антони-ном, Теофрастом и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: