«Основания стоицизма» — компиляция из лучших мест философских произведений Эпиктета — сделана, по словам Симплиция, известным учеником Эпиктета, Аррианом. Написанная язычником, книга эта пользовалась полным уважением даже со стороны христиан (ее, между прочим, хвалит Блаженный Августин) и уцелела вследствие этого от фанатизма первых последователей христианства. Действительно, стоицизм больше других учений языческих школ приближается к идеям христианства, заключая в себе зачатки прекрасных учений и правил. Уже один космополитический характер этого христианского язычества приближал его к христианству. Полные любви к человечеству слова последнего — «все люди братья» — мы встречаем у того же Эпиктета. Стоицизм служил, таким образом, переходной ступенью к христианству. Высшей целью жизни по учению стоиков было: жить согласно с природой, т. е. согласно божественным законам или разуму, так как все живущее стремится к полезному и боится вредного себе; полезное же то, что не нарушает законов природы. Лучшей помощницей для достижения блага является истинное благо — добродетель. Материальные блага должны быть для философа «безразличны». Преданный исключительно заботам о своем нравственном совершенствовании, он должен прервать навсегда свои сношения с миром. Благ человек может достичь или своим бесстрастием, искореняя свои аффекты, или разумным управлением собой. Материя мира наполнена и движется божеством, и человек, стремящийся ко благу, сознавая неизменные законы природы и в то же время сохраняя свою свободу и разумное управление поступками, истинно мудр. Он господин своей жизни и, если у него нет цели в жизни, он приносит ее в жертву смерти.
|
|
Таковы главные пункты учения стоицизма. Суровый нравственный ригоризм составлял отличительную черту в жизни его последователей. Несокрушимая твердость и мужество в самые трудные минуты жизни, особенно в борьбе с императорским деспотизмом, как позже, в Риме, отличала стоиков. Благороднейшего последователя идеалов стоицизма воплотил в себе Марк Аврелий.
Учение Эпиктета, которого нельзя, однако, считать основателем отдельной философской школы, носит на себе следы учения позднейшего стоицизма, соединенного с понятиями сократовской школы. Терпение и воздержание — основные формулы его учения. В эпоху императорского деспотизма и неразлучного с ним упадка нравов всякое самостоятельное проявление личности было опасно, и нравственный облик Эпиктета невольно обращает на себя внимание своими чисто республиканскими убеждениями.
Лучшим изданием Эпиктета остается до сих пор издание Schweighauser'a, Leipzig, 1799—1800 г., в 6 т., принятое в основание нашего перевода. Только некоторые места переведены по тексту издания Dubner'a (Paris. Ed. II. 1877. Collect. Didot, вместе с Антони-ном, Теофрастом и др.).