Эпиктет

0б Эпиктете мы знаем очень не­много. Из тех кратких и сбивчивых сведений, которые встречаются о нем у Гелия, Арриана, Светония, Диона Хризостома, Евсебия, Оригена, Свида и др., можно предположить, что он родился около половины I столетия по Р.Х. Его родиной был, вероятно, город Гераклея, во Фригии. Ни имя отца, ни матери его не известно, но что он не принадлежал к классу свободнорожденных, можно заключить из того, что первые годы своей жизни он провел рабом фаворита Нерона, Епафродита.

Пораженный светлым умом и независимостью убеждений своего слуги, Епафродит дал ему свободу. Благодаря своим учителям, известному стоику Музонию Руфу и Евфрату, о котором Эпиктет отзывается как о даровитом ораторе, он сделался ревност­ным последователем их учения.

В 94 г. Эпиктет вынужден был по­кинуть Рим вследствие указа импера­тора Домициана, запрещавшего фи­лософам пребывание в столице и пре­делах Италии, и отправился в Грецию, в город Никополь, находившейся в одной из северных ее областей — Епире. В Никополе, по словам Арриана, Эпиктет, следуя примеру Сократа, учил публично. Впослед­ствии философ, по всей вероятности, вернулся в Рим, если верить истори­ку Элию Спартиану, который говорит о близких отношениях Эпиктета к императору Гадриану.

Эпиктет жил и умер, как истинный философ, в нищете. Дом, в котором он жил в Риме, никогда не запирался. Все убранство его комнаты составляли набитая соломой постель, деревянная скамейка, заменявшая одеяло рогожа и глиняная лампа, проданная впослед­ствии как драгоценность, за три ты­сячи драхм (около 750 р.). Эпиктет никогда не был женат. В старости он сошелся с одной женщиной, и то для того только, чтобы с ее помощью вос­питать сына одного из своих друзей, не имевшего средств дать своему ре­бенку приличное воспитание.

Как человек Эпиктет отличался ду­шевной чистотой и благородством. Как оратор, он, по словам Арриана,

совершенно очаровывал и увлекал слушателей своею искренней и стра­стно-задушевной речью. Жизнь Эпиктета богата анекдотами, доказы­вающими его остроумие и железную волю: в его уродливом и хилом теле жила высокая и твердая душа. Один из анекдотов лучше всего показывает силу его воли. Однажды Епафродит ударил Эпиктета в сердцах по ноге. «Ты можешь сломать мне ногу», — за­метил философ. Тогда Епафродит уда­рил своего раба так сильно, что кость действительно переломилась. «Разве я не говорил тебе, что ты можешь сло­мать мне ногу», — также равнодуш­но заметил ему Эпиктет. С тех пор он остался хромым на всю жизнь. Год смерти Эпиктета неизвестен. Гово­рят, он велел написать у себя на мо­гиле следующую эпитафию: «Я, Эпик­тет, был рабом, калекой, бедным, как Ир; но боги считали меня своим дру­гом».

Лично он из скромности не писал ничего. Сохранившиеся, частью в от­рывках, два сочинения, носящие его имя, написаны преданнейшим из его учеников — Аррианом, но заключа­ющиеся в них мысли принадлежат Эпиктету. Способ изложения в них прост и ясен, в отличие от других со­чинений подобного характера. «Афо­ризмы» Эпиктета сохранены нам в сочинениях Марка Аврелия, Макси­ма Тирского и, в особенности, в «Цветнике» Иоанна Стобейского, греческого писателя V века по Р. X. Но большинство их утеряно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: