0б Эпиктете мы знаем очень немного. Из тех кратких и сбивчивых сведений, которые встречаются о нем у Гелия, Арриана, Светония, Диона Хризостома, Евсебия, Оригена, Свида и др., можно предположить, что он родился около половины I столетия по Р.Х. Его родиной был, вероятно, город Гераклея, во Фригии. Ни имя отца, ни матери его не известно, но что он не принадлежал к классу свободнорожденных, можно заключить из того, что первые годы своей жизни он провел рабом фаворита Нерона, Епафродита.
Пораженный светлым умом и независимостью убеждений своего слуги, Епафродит дал ему свободу. Благодаря своим учителям, известному стоику Музонию Руфу и Евфрату, о котором Эпиктет отзывается как о даровитом ораторе, он сделался ревностным последователем их учения.
В 94 г. Эпиктет вынужден был покинуть Рим вследствие указа императора Домициана, запрещавшего философам пребывание в столице и пределах Италии, и отправился в Грецию, в город Никополь, находившейся в одной из северных ее областей — Епире. В Никополе, по словам Арриана, Эпиктет, следуя примеру Сократа, учил публично. Впоследствии философ, по всей вероятности, вернулся в Рим, если верить историку Элию Спартиану, который говорит о близких отношениях Эпиктета к императору Гадриану.
|
|
Эпиктет жил и умер, как истинный философ, в нищете. Дом, в котором он жил в Риме, никогда не запирался. Все убранство его комнаты составляли набитая соломой постель, деревянная скамейка, заменявшая одеяло рогожа и глиняная лампа, проданная впоследствии как драгоценность, за три тысячи драхм (около 750 р.). Эпиктет никогда не был женат. В старости он сошелся с одной женщиной, и то для того только, чтобы с ее помощью воспитать сына одного из своих друзей, не имевшего средств дать своему ребенку приличное воспитание.
Как человек Эпиктет отличался душевной чистотой и благородством. Как оратор, он, по словам Арриана,
совершенно очаровывал и увлекал слушателей своею искренней и страстно-задушевной речью. Жизнь Эпиктета богата анекдотами, доказывающими его остроумие и железную волю: в его уродливом и хилом теле жила высокая и твердая душа. Один из анекдотов лучше всего показывает силу его воли. Однажды Епафродит ударил Эпиктета в сердцах по ноге. «Ты можешь сломать мне ногу», — заметил философ. Тогда Епафродит ударил своего раба так сильно, что кость действительно переломилась. «Разве я не говорил тебе, что ты можешь сломать мне ногу», — также равнодушно заметил ему Эпиктет. С тех пор он остался хромым на всю жизнь. Год смерти Эпиктета неизвестен. Говорят, он велел написать у себя на могиле следующую эпитафию: «Я, Эпиктет, был рабом, калекой, бедным, как Ир; но боги считали меня своим другом».
|
|
Лично он из скромности не писал ничего. Сохранившиеся, частью в отрывках, два сочинения, носящие его имя, написаны преданнейшим из его учеников — Аррианом, но заключающиеся в них мысли принадлежат Эпиктету. Способ изложения в них прост и ясен, в отличие от других сочинений подобного характера. «Афоризмы» Эпиктета сохранены нам в сочинениях Марка Аврелия, Максима Тирского и, в особенности, в «Цветнике» Иоанна Стобейского, греческого писателя V века по Р. X. Но большинство их утеряно.