Зыков С. А

Методика обучения глухих детей языку. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.,.«Просвещение», 1977.

200 с.

В пособии излагаются методические основы, принципы и средства обучения глухих детей языку, приводятся методики современной комму­никационной системы обучения языку с использованием новейших до­стижений специальной педагогики и психологии.

Пособие рассчитано на студентов дефектологических факультетов педагогических институтов, учителей и воспитателей школ глухих.

371.9
— 72—77
© Издательство «Просвещение», 1977 г.

60602—366 103(03)—77


ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Профессор, доктор педагогических наук С. А. Зыков посвя­тил свою жизнь разработке теории и методики обучения и вос­питания глухих детей. Его труды по узловым проблемам сурдо­педагогики широко известны как в нашей стране, так и за ру­бежом.

Предлагаемая вниманию читателей книга С. А. Зыкова рас­крывает систему обучения глухих учащихся языку слов, в осно­ву которой положены результаты многолетних исследований са­мого автора, а также его учеников и соратников. В работе обоб­щаются новейшие достижения смежных наук — психологии, лингвистики, физиологии, семиотики и др.

Автор раскрывает сущность, методологические основы и принципы коммуникационной системы, а также описывает кон­кретные пути и методы ее реализации в условиях школы для глухих. При этом достаточно убедительно показано, что крае­угольным камнем обучения языку глухих учащихся по этой ме­тодике является предметно-практическая деятельность учащих­ся, организованная на коллективных началах.

Пособие прежде всего адресовано студентам. Однако содер­жащийся в нем теоретический и практический материал может быть полезен учителям и воспитателям школ глухих, а также научным сотрудникам.

Данная книга -- одна из работ, написанных С. А. Зыковым
незадолго до его смерти.,

Рукопись подготовлена к печати сотрудниками сектора обуче­ния и воспитания глухих детей Института дефектологии АПН СССР.


ОТ АВТОРА

Данное пособие создано для студентов-сурдопедагогов педа­гогических институтов, готовящихся к сложной, но увлекатель­ной работе с глухими детьми. Автор надеется, что эта книга ока­жется полезной учителям и воспитателям школ для глухих

детей.

В пособии излагаются вопросы теории и практики обучения глухих учащихся начальных классов языку слов.

Свою задачу автор видит в том, чтобы раскрыть научные ос­новы принятой в советской'школе для глухих коммуникацион­ной системы обучения языку, опирающейся на марксистско-ле­нинское учение о языке и мышлении, показать принципиальные отличия развиваемой советскими сурдопедагогами системы от той, которая имела место в нашей стране и продолжает господ­ствовать за рубежом. Раскрываемые в книге теоретические по­ложения опираются на данные специальной педагогики, психо­логии и ряда других смежных наук.

Большую часть пособия занимает изложение методики обуче­ния глухих учащихся языку слов. Автору представляется важ­ным сказать не только, как поступать в том или ином случае, но и почему именно так целесообразно обучать глухих детей речи вообще и решать конкретные методические вопросы. В этом подходе залог творческого построения педагогического про­цесса.

Пособие написано в полном соответствии с программой

1972 года.

Поскольку содержание и организация работы в приготови­тельном классе сильно отличаются от того, что имеет место в по­следующих классах, изложению этих вопросов посвящена осо-4


бая глава. В руководстве, в частности, нашли отражение осо­бенности структуры программы для данного класса.

Понятно, что нами была соблюдена преемственность при описании работы в приготовительном и последующих классах. Так, например, в целях ее соблюдения многие вопросы, касаю­щиеся системы обучения в целом, уже не рассматриваются в по­следующих разделах. Хотя общие положения в основном пред-ста:влены в вводных главах, полное представление о системе обучения языку в начальных классах можно получить на основе изучения всего содержания книги.

В конце каждого параграфа даны задания, выполнение большинства которых может быть осуществлено на основе' при­влечения излагаемого в книге материала. Для выполнения не­которых из них необходимо обратиться к литературным источ­никам,, названным в (соответствующих главах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: