Методика обучения глухих детей языку. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.,.«Просвещение», 1977.
200 с.
В пособии излагаются методические основы, принципы и средства обучения глухих детей языку, приводятся методики современной коммуникационной системы обучения языку с использованием новейших достижений специальной педагогики и психологии.
Пособие рассчитано на студентов дефектологических факультетов педагогических институтов, учителей и воспитателей школ глухих.
371.9 |
— 72—77 |
© Издательство «Просвещение», 1977 г. |
60602—366 103(03)—77
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Профессор, доктор педагогических наук С. А. Зыков посвятил свою жизнь разработке теории и методики обучения и воспитания глухих детей. Его труды по узловым проблемам сурдопедагогики широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.
Предлагаемая вниманию читателей книга С. А. Зыкова раскрывает систему обучения глухих учащихся языку слов, в основу которой положены результаты многолетних исследований самого автора, а также его учеников и соратников. В работе обобщаются новейшие достижения смежных наук — психологии, лингвистики, физиологии, семиотики и др.
|
|
Автор раскрывает сущность, методологические основы и принципы коммуникационной системы, а также описывает конкретные пути и методы ее реализации в условиях школы для глухих. При этом достаточно убедительно показано, что краеугольным камнем обучения языку глухих учащихся по этой методике является предметно-практическая деятельность учащихся, организованная на коллективных началах.
Пособие прежде всего адресовано студентам. Однако содержащийся в нем теоретический и практический материал может быть полезен учителям и воспитателям школ глухих, а также научным сотрудникам.
Данная книга -- одна из работ, написанных С. А. Зыковым
незадолго до его смерти.,
Рукопись подготовлена к печати сотрудниками сектора обучения и воспитания глухих детей Института дефектологии АПН СССР.
ОТ АВТОРА
Данное пособие создано для студентов-сурдопедагогов педагогических институтов, готовящихся к сложной, но увлекательной работе с глухими детьми. Автор надеется, что эта книга окажется полезной учителям и воспитателям школ для глухих
детей.
В пособии излагаются вопросы теории и практики обучения глухих учащихся начальных классов языку слов.
Свою задачу автор видит в том, чтобы раскрыть научные основы принятой в советской'школе для глухих коммуникационной системы обучения языку, опирающейся на марксистско-ленинское учение о языке и мышлении, показать принципиальные отличия развиваемой советскими сурдопедагогами системы от той, которая имела место в нашей стране и продолжает господствовать за рубежом. Раскрываемые в книге теоретические положения опираются на данные специальной педагогики, психологии и ряда других смежных наук.
|
|
Большую часть пособия занимает изложение методики обучения глухих учащихся языку слов. Автору представляется важным сказать не только, как поступать в том или ином случае, но и почему именно так целесообразно обучать глухих детей речи вообще и решать конкретные методические вопросы. В этом подходе залог творческого построения педагогического процесса.
Пособие написано в полном соответствии с программой
1972 года.
Поскольку содержание и организация работы в приготовительном классе сильно отличаются от того, что имеет место в последующих классах, изложению этих вопросов посвящена осо-4
бая глава. В руководстве, в частности, нашли отражение особенности структуры программы для данного класса.
Понятно, что нами была соблюдена преемственность при описании работы в приготовительном и последующих классах. Так, например, в целях ее соблюдения многие вопросы, касающиеся системы обучения в целом, уже не рассматриваются в последующих разделах. Хотя общие положения в основном пред-ста:влены в вводных главах, полное представление о системе обучения языку в начальных классах можно получить на основе изучения всего содержания книги.
В конце каждого параграфа даны задания, выполнение большинства которых может быть осуществлено на основе' привлечения излагаемого в книге материала. Для выполнения некоторых из них необходимо обратиться к литературным источникам,, названным в (соответствующих главах.