Соответственно задачам этого периода, указанным выше, программа предусматривает для данных классов работу в следующих направлениях:
а) форсированное развитие диалогической речи;
б) наращивание от одного года к другому динамики развития
связной (монологической) устной и письменной речи;
в) усовершенствование произношения, а также слухового и
зрительного восприятия устной речи;
г) первоначальное обучение грамматическому строю;
д) обучение объяснительному чтению;
е) обучение письму.
По каждому из названных направлений программа определяет для каждого года соответствующий объем требований. Однако принципиально важным положением, характеризующим данную программу и отличающим ее от всех предыдущих, является взаимодействие между всеми направлениями работы. Особое значение этого положения достаточно понятно, если учесть, что все указанные направления охватывают различные стороны единого процесса речевого развития. Необходимость осуществления этого взаимодействия определяется тем, что требования к работе по этим направлениям в программе представлены в едином разделе «Развитие речи». Исключение составляют лишь два последних раздела: «Обучение объяснительному чтению» и «Обучение письму». Но на данном этапе объяснительное чтение органически связано с речевым развитием, и поэтому относящиеся сюда требования составляют второй раздел программы «Чтение и развитие речи». Обучение письму составляет третий раздел программы и занимает ограниченное по времени место. Ниже мы будем иметь возможность на конкретном материале раскрыть взаимосвязь между различными направлениями в работе по языку. Здесь же только подчеркнем, что требования взаимодействия относятся прежде всего к формам речи.
|
|
В программе большое внимание уделяется обучению устной речи как наиболее продуктивной форме живого общения. Разви-128
тие разговорной речи предусматривается преимущественно в устной форме. Вместе.с тем при ознакомлении детей с новым речевым материалом для диалога рекомендуется использовать заранее заготовленные таблички с написанными на них словами и фразами, так как при обучении устной диалогической речи оказывается целесообразным прибегать к помощи письменной речи. Кроме того, программа требует обучения диалогической речи не только в устной, но и в письменной форме, которая оказывается необходимой в общении со слышащими; использование ее содействует овладению и устным диалогом. Взаимодействие между устной и письменной формами в развитии связной речи подчеркивается самим названием раздела, который включен в программы с первого до четвертого класса, — «Развитие связной речи (устной и письменной)».
|
|
Учитывая, что учащиеся первых классов еще слабо владеют техникой письма (а выпускники детских садов ею совсем не владеют), программа определяет требования к обучению письму и в первом полугодии выделяет на это специальное время. Это и составляет третий раздел программы. В последующих классах на письмо специального времени не выделяется. Дальнейшее усовершенствование техники письма происходит в процессе обучения письменной речи. Дети учатся коммуникации в устной и письменной формах, в зависимости от обстоятельств, требующих использования то одной, то другой из них.
Использование различных форм речи определяется как формами общения, так и чисто учебными задачами и методическими требованиями. Проведение уроков при использовании лишь одной формы речи, особенно в младших классах, быстро-утомляет учащихся, снижает продуктивность работы. Переключение речевой деятельности детей с одной формы на другую является одним из решающих условий успешного обучения.
На втором этапе (I—IV классы) в отличие от первого программа не предусматривает специальной работы по обучению дактильной речи и не формулирует требований к ней. Предполагается, что техника дактилирования достаточно хорошо отработана в приготовительном классе (или в детском саду), и ее дальнейшее совершенствование происходит в процессе пользования ею. Предполагается также, что уже в младших классах школьники овладевают достаточно четким произношением. Действие этих двух факторов — сформировавшийся механизм •дактилирования и четко отработанное произношение — создает условие, при котором, у глухих школьников дактилирование становится менее выраженным и все более «внутренним», а артикуляция —• ведущим, «базальным» компонентом и речи и мышления. Последнее не означает, что дактильная форма речи уже утрачивает свое значение, что ее применение в учебном процессе ограничивается приготовительным классом и ее роль сводится как бы к «пусковому механизму». Она продолжает оставаться важным
9 Заказ 618 1ЈQ
компенсаторным средством. К дактильной речи школьники прибегают как к средству, помогающему при восприятии нового материала, при овладении структурой нового слова, запоминании речевого материала, а также при устном воспроизведении еще недостаточно усвоенного слова. Однако хорошо отработанная техника дактилирования позволяет глухим детям отказаться от полного и внешне выраженного воспроизведения дактильного образа слова, подобно тому как при достаточном овладении техникой чтения слышащие дети переходят от громкого чтения к шепотному и затем к чтению про себя.
Дактилирование совершенно необходимо детям в общении между собой, и тут оно является внешне выраженным, хотя и не всегда полносоставным: для ускорения в процессе говорения глухие школьники нередко сокращают состав слова, опускают их окончания, подобно тому как это происходит при ускоренном письме (к сожалению, нередко школьниками это делается небрежно и неквалифицированно: не разработаны нормы сокращенного дактилирования, не предусматривается специальное обучение такому дактилированию, которое могло бы быть достаточно продуктивным).
Использование дактильной формы речи необходимо глухим детям при восприятии и запоминании новых слов, для выражения их грамматических форм, а также для воспроизведения слабо усвоенного речевого материала. Если школьники широко пользуются дактильной формой речи, то это свидетельствует прежде всего о недостаточно прочном усвоении речевого материала. Учитывая все это, учитель (воспитатель) придерживается единого режима, гибко регламентирующего использование дактильной речи с учетом отмеченных выше обстоятельств.
|
|
Дактилирование в любом его виде (внешне выраженном или скрытом, внутреннем) обязательно взаимодействуют с артикуляцией, с устной формой речи. Причем это взаимодействие примечательно тем, что Дактилирование глухие дети, как и педагоги, непременно сопровождают устным проговариванием. Устная же речь может выступать и без сопровождения внешне выраженной дактильной формы. И чем лучше усвоен материал, тем чаще устная речь выступает без сопутствующего дактилирования. Но как только появляется затруднение, в устном воспроизведении нужных слов, так дети прибегают к дактильной форвде, определяя этим ее роль как вспомогательного средства.
Несколько иная картина обнаруживается во взаимодействии устной и дактильной форм речи с письменной. При письме дети стремятся к проговариванию и к дактилированию. То и другое служит как бы основой в механизмах письма. Но, говоря устно или дактильно, дети обычно не ищут помощи в письменной форме. В то же время запись слов, фраз служит прочному усвоению материала; Значение письменной речи в этом плане особенно выразительно при обучении детей без использования дактильной
формы. И не случайно даже при чисто устной системе широко использовалась письменная речь как средство, помогающее обучению устной речи.
Итак, программа для I—IV классов предусматривает обучение глухих детей языку одновременно в разных направлениях, которые, находясь во взаимодействии, составляют целостный процесс овладения языком. Отмеченное взаимодействие относится как к содержанию, гак и к различным формам речи. Представлены эти требования по всем направлениям в трех разделах: «Развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Письмо». Основным из этих разделов является первый. В нем объединены требования по четырем направлениям, названным в начале данного параграфа под литерами «а», «б», «в», «г». На этот раздел выделена наибольшая часть времени, отведенного учебным планом на обучение языку, что видно из следующей таблицы.
|
|
Разделы | Количество часов в неделю по классам | ||||
II | III | IV | |||
I полугодие | II полугодие | I и II полугодия | I и II полугодия | I и II полугодия | |
Развитие речи Чтение и развитие речи Письмо | 4 3, 3 | 6 3 1 | 7 3 | 4, | 7 5 |
Всего | И1 |
Как видно из таблицы, только в первом полугодии I класса число часов, рекомендуемых на развитие речи, немного увеличено в сравнении с тем, что обозначено по двум другим разделам, но уже во втором полугодии того же класса это число оказывается в 2 раза большим, чем на второй раздел. Во II и последующих классах количество отведенного на развитие речи времени достигает 7 часов.
Все это делает необходимым дальнейшее изложение материалов прежде всего посвятить развитию речи.