double arrow

О пользе дополнительных молитв и постов.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Мой любимейший друг,, завещал мне совершать три дела, от которых я не откажусь до самой смерти, и это - ежемесячный трёхднев­ный пост, совершение молитвы в два раката по утрам и совершение молитвы из нечётного числа ракатов 1 перед сном».Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

Первый вопрос: лучше всего делать для себя запасы понем­ногу, но постоянно.

Каждому мусульманину, но особенно тем из них, кто стре­мится к обретению знания, следует создавать для себя запас благих дел, совершая побольше дополнительных молитв, соблю­дая дополнительные посты и т.д. При этом подобное поклонение Аллаху должно быть постоянным, ибо больше всего Ал­лах любит те дела, которые отличаются наибольшим постоянст­вом, даже если их будет и немного. Дела поклонения, о ко­торых упоминается в этом хадисе, являются наиболее предпочтительным из того, что мусульманину следует совершать постоянно, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал делать это нескольким своим спод­вижникам, среди которых был не только Абу Хурайра, но и Абу-д-Дарда и Абу Зарр, да будет доволен ими Аллах, о чём свиде­тельствуют хадисы, приводимые в сборниках Муслима и ан-Насаи.


Второй вопрос: завет и важность.

Завещание чего-либо само по себе указывает на важность того, о чём идёт речь, что же касается трёх вышеупомянутых дел, то у них есть свои отличительные особенности:

1 - Все они легки для любого желающего зани­маться ими постоянно, ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не завешал Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах, ни бодрствовать большую часть ночи, совершая витр лишь в конце её, ни поститься через день, хотя подобный пост и является наилучшим, ведь это завещание делалось с учё­том того, что всё это должно было исполняться неуклонно в течение долгого времени, и такой подход должен служить при­мером для каждого из тех, кто воспитывает учеников.

2 - Благодаря этому мусульманин оказывается связанным с поклонением днём и ночью, каждый день и каждый месяц, ибо он начинает свой день молитвой и завершает его молитвой и ежемесячно соблюдает трёхдневный пост.

3 -Подобные формы поклонения не требуют никаких расходов, а это означает, что выполнять эти дела могут как богатые, так и бедные. Кроме того, такое поклонение объединяет в себе мо­литву и пост, что относится к числу достойнейших его внешних форм, а привычка к совершению дополнительных молитв и постов спо­собствует тому, что мусульманин начинает получать больше ра­дости от совершения обязательных.

Третий вопрос: трёхдневный пост следует соблюдать в се­редине месяца.

Ежемесячный трёхдневный добровольный пост относился к числу тех дел, которые совершал сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и к которым он побуждал других, поясняя, что за это человека ожидает великая награда.

Му’аза аль-Адавийа, да будет доволен ею Аллах, сообщи­ла, что однажды она спросила Аишу, да будет доволен ею Аллах:

Действительно ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение трёх дней каждый месяц?” Она ответила: ” Да ”.

Этот хадис приводит Муслим.


Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поститься по три дня ежемесячно всё равно что постить­ся постоянно». Этот хадис приводится в обоих “Сахихах”.

Объясняется же это тем, что каждое благое дело будет вознаграждено в десятикратном размере, и поэтому трёхдневный пост окажется равносилен тридцатидневному, а если мусульманин будет соблюдать такой пост ежемесячно, это будет озна­чать, что он постится круглый год.

Лучше всего если этими днями станут тринадцатые, четыр­надцатые и пятнадцатые числа каждого месяца, то есть дни полнолуния, на что указывают достоверные хадисы.

Четвёртый вопрос: утренняя молитва1окажется тяжёлой на Весах.

Многие достоверные хадисы свидетельствуют о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не толь­ко совершал такие молитвы сам, но и побуждал к этому других. Так, например, в “Сахихе” Муслима приводится хадис, переда­ваемый со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Каждый из вас (ежедневно) должен давать садаку столько раз, сколько суставов имеется в его теле. Так, каждое восхваление


Аллаха будет садакой, и каж­дое прославление Аллаха будет садакой, и каждое возвеличива­ние Аллаха будет садакой, и веление совершать одобряемое ша­риатом будет садакой, и запрет на совершение отвергаемого бу­дет садакой, но всё это может заменить собой совершение двух ракатов молитвы утром».

О двух ракатах пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, желая облегчить людям путь к благу, од­нако это - наименьшее количество ракатов для такой молитвы, наилучшим же является совершение восьми ракатов, так как сам он поступал именно так, как сообщается об этом в хадисе, пе­редаваемом со слов Умм Хани, да будет доволен ею Аллах, и приводимом в “Сахихе” Муслима.

Что же касается времени совершения этой молитвы, то име­ется в виду тот период, когда солнце поднимется над горизон­том на высоту копья, но лучше подождать, пока оно не подни­мется ещё выше.

В “Сахихе” Муслима приводится также и другой хадис, передаваемый со слов Зайда бин Аркама, который сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Утреннюю молитву следует совершать в то время, когда верблюжата станут испытывать жар.»

Здесь имеется ввиду боль, которую раскаленная земля или песок будут причинять ногам верблюжат.

Пятый вопрос: у ночной молитвы есть свои свидетели.

Повелевая совершать витр перед сном, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также стремился к облег­чению для людей, так как сам он поднимался ото сна для со­вершения такой молитвы в конце ночи, поскольку именно этот период является наилучшим.

В “Сахихе” Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, сооб­щившего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:


«Если человек боится, что не сможет подняться в кон­це ночи, пусть совершает эту молитву в начале её, а кто очень хочет совершить её в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва, совершаемая в конце ночи, будет иметь свидетелей». 1

Имам ан-Навави сказал:

- Эти слова ясно указывают на то, что если человек уве­рен, что он сможет проснуться в конце ночи, то лучше будет отложить молитву до этого времени, а если он в этом не уве­рен, то лучше совершить её в начале. На это же указывают и другие хадисы, в одном из которых сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: ” Мой любимейший друг завещал мне не засыпать до тех пор, пока я не совершу молит­ву из нечётного числа ракатов ”.

К этому следует добавить, что такая дополнительная мо­литва относится к числу тех, которые пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал столь неуклонно, что некоторые из знающих даже считали её совершение обязатель­ным, а Аллах знает об этом лучше.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: