Диагностика и оценка результатов воспитания

Измерить, определить результаты воспитания гораздо сложнее, чем результаты обучения. Воспитание - процесс спорный и длительный, его результаты имеют удаленный характер и определить их очень сложно.

Под результатами воспитательного процесса понимают уровень воспитанности, который достигнут личностью или коллективом. Данные диагностического исследования сравниваются с восходящими характеристиками воспитанности, а разница между начальным и конечным результатом определяет эффективность процесса воспитания. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии.

Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Критерии воспитанности можно условно разделить на две группы: связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности и связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Регистрация результатов диагностики осуществляется путем предоставления количественных эквивалентов качествам, которые формируются. Для этого используются методы массового опроса, наблюдений, тестов, методы обобщения независимых характеристик, методы создания воспитывая ситуаций и т.п..

Методы диагностики воспитанности:

• прямые вопросы типа "Что такое честность?", "Зачем людям нравственность?" И др.;

• специальные вопросы (чтобы выявить отношение воспитанников к тем или иным явлениям, фактов, событий) в устной или письменной форме: "Какие профессии ты считаешь наиболее престижными?" И др.;

• произведения на тему: "Мой идеал современника", "Милосердие - как я это понимаю" и др.;

• наблюдение за поведением воспитанников;

• социометрические методы;

• метод воспитательных ситуаций - это создание природных искусственных ситуаций, в которых воспитанник вынужден в своих действиях разоблачить уровень сформированности у него определенных качеств. Наиболее эффективна - ситуация выбора (распределение обязанностей, поручений, подарков и наград и т.п.), когда поведение человека адекватна его внутренней позиции.

Тема 5. Общие методы воспитания

План

1. Понятие о методах воспитания.

2. Методы формирования сознания личности.

3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

4. Методы стимулирования поведения и деятельности.

5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

6. Выбор методов воспитания.

Ключевые слова: метод воспитания; средство и прием воспитания; классификация методов воспитания, методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности, методы контроля и самоконтроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: