Процесс воспитания - динамичный, непрерывный, непрерывный. Его движущими силами являются совокупность противоречий, решение которых способствует продвижению к новым целям. Различают внутренние и внешние противоречия.
Внутренние противоречия:
а) противоречие между растущими социальное значимыми задачами, которые необходимо решить воспитаннику, и возможностями, которые ограничивают его поступки и действия;
б) противоречие между внешними воздействиями и внутренними стремлениями питомца.
Внешние противоречия:
а) несоответствие между воспитательными воздействиями школы и семьи;
б) столкновение организованного воспитательного влияния школы со стихийным воздействием на школьников окружающего мира;
в) неодинаковое отношение к ученикам учителей, которые не всегда придерживаются принципа единства требований;
г) противоречие, порождена тем, что отдельные ученики, которые имеют опыт негативного поведения, постоянно конфликтуют с педагогами, одноклассниками, родителями.
|
|
Хотя внешние противоречия являются временными, они могут снижать эффективность воспитательного процесса. Поэтому выявление их и устранение должны находиться всегда в центре внимания педагогов. Но самый важный фактор - профилактическая работа по предотвращению таким противоречиям.
Педагог должен представить процесс воспитания как последовательность этапов, знание которых поможет ему спланировать воспитательную работу, предусмотрев ее содержание и методику проведения на каждом этапе.
Первый этап. Определяют совокупность черт и свойств личности, следует сформировать у воспитанника, то есть формируют идеал, происходит осознание воспитанниками нужных норм и правил поведения. Преобладают словесные методы воспитания и личный пример воспитателя.
Второй этап. Изучают индивидуальные особенности воспитанника (или коллектива), его положительные черты, недостатки в характере и поведении, определяют, какие черты не сформирован, а какие находятся в стадии зарождения. Происходит переход знаний в убеждения - твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которыми воспитанник руководствуется в жизни.
Третий этап. Реализуется программа воспитания, т.е. запланированные воспитательные мероприятия, предусматривающий привлечение воспитанников к различным видам деятельности, участие в которых способствует формированию у них опыта поведения в соответствии с идеала.
Четвертый этап. Побуждение учащихся к самостоятельной работе по развитию личности. Когда ученик начинает заниматься самообразованием и самовоспитанием, можно считать, что в воспитании достигнуто четвертого этапа.
На всех этапах процесса воспитания осуществляют педагогическое руководство, управление этим процессом.