double arrow

Методы стимулирования поведения и деятельности.



К третьей группе относят методы, предназначенные стимулировать общественно полезное поведение, или тормозить неприемлемую. Главные методы этой группы - соревнования, поощрения и наказания, которые осуществляют функцию стимулирования и корректировки деятельности и поступков учащихся.

Соревнования всегда является мощным стимулом деятельности, так как учитывает стремление большинства людей к самоутверждению, активности. Соревнования может быть коллективным или индивидуальным. Оно всегда должно быть гласным, конкретным, а результаты и критерии оценки надо подвергать сравнению.

Поощрение - это подтверждение правильности поступков, действий ребенка. Значение его в том, что оно способствует закреплению позитивных форм поведения человека и может найти проявление в различных формах.

Средства поощрения - одобрение, устная или письменная благодарность, ценная награда, похвальная грамота, письмо родителям на работу с благодарностью тому подобное.

Поощрение будет положительным при определенных условиях:

1) его справедливость, т.е. поощрять только за определенные положительные действия, поступки. Поощрение должно быть осознано как награжденным, так и сверстниками;




2) своевременность поощрения,

3) соблюдение меры в поощрении (чрезмерное частое поощрения одних и тех людей снижает воспитательный эффект метода, может привести к формированию у учеников повышенной самооценки, недоброжелательного отношения одноклассников).

Наказание - воздействие на личность школьника, который отражает осуждение его действий, поступков, противоречащих нормам, принципам поведения в обществе, заставляя учеников придерживаться этих норм. Назначение наказания - воспитывать у школьников умение тормозить выявления тех качеств, стремлений совершения поступков, которые в определенных условиях противоречат требованиям норм морали.

В истории педагогической науки отношение к наказанию разное. Такие выдающиеся педагоги как И.Песталоцци, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский считали, что истинное воспитание может быть без наказания. Но, разумная система наказаний не только законная, но и необходима. Она помогает сформироваться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, человеческое достоинство, умение сопротивляться искушению и бороться ее.

В последние годы различные формы наказания используются в практике работы школы. В основном это наказание, связанные: а) с наложением дополнительных обязанностей б) потерей или ограничением определенных прав;) выражением морального порицания в разных формах.



В типичных видов наказаний ученые относит: проявление недовольства, осуждения, присоромлення, ограничения, усиления контроля за поведением, отсрочку исполнения данной ребенку обещания, проявление некоторой сдержанности в обращении с ребенком, лишение ее привычной ласки, нравственное порицание, нотка отчуждения в голосе, гнев, возмущение т.д..

Требования к использованию наказания:

1) следует учитывать ситуацию, при которой по негативный поступок, условия и причины, которые его вызвали, состояние того, кто провинился, его отношение к коллективу, учителя, школы, своего поступка и личность воспитателя, его отношения с детьми,

2) сочетать требовательность и уважение к личности школьника, наказание с убеждением,

3) соблюдать педагогического такта;

4) выявлять справедливость в использовании наказаний;

5) избегать коллективных наказаний;

6) не наказывать за неумения (оно снимается обучением); непонимание (надо объяснить). Выполнение этих требований способствует правильному отношению человека к осуждению его поступков.

Коррекция предполагает использование определенных приемов, направленных на преодоление или ослабление недостатков в действиях, поступках школьника. Приемы разрешения противоречий в отношениях субъектов педагогического процесса:

1) великодушное прощение, сущность которого в том, что того, кто совершит недостойный поступок, словно прощают за той причине, что человек не может осознать, что поступила, или прекратить это. Этот прием имеет силу в работе со старшими подростками, юношами.

2) прием выдавливания, который применяется с целью вызвать у учеников другой, более благоприятное состояние, который заменил бы негативные переживания, т.е. осуществляется переключение ученика.

3) прием игнорирование предполагает фиксацию педагогом неблагоприятного состояния субъекта, но внешне педагог делает вид, что не замечает того, что происходит, что приводит к самоосмысления субъектом своих действий.

4) компромисс как способ разрешения противоречий в отношениях педагога и ребенка, педагога и группы детей, когда каждый из них идет другом на поступление.

5) Коррекция поведения может происходить на основе самовоспитания. Цель использования приема - повышение самооценки ученика и развитие симпатии у него по отношению к людям. Как правило, воспитанник укрепляет свое поведение, но делает это сам, по личному выбору, что ему предлагают.



Сейчас читают про: