План
1. Сущность процесса обучения.
2. Гносеологические основы процесса обучения.
3. Функции процесса обучения, связь между ними.
4. Структура процесса обучения.
5. Структура деятельности учителя в учебном процессе.
6. Психологические основы учебно-познавательной деятельности учащихся.
7. Воспитание культуры самообразования и формирования общеучебных умений - основа развития менталитета учащихся.
Ключевые слова: процесс обучения, методологические основы процесса обучения, функции процесса обучения, преподавания и учения как стороны процесса обучения, усвоения как психологическая основа процесса обучения.
Методические рекомендации к изучению темы 1.
При изучении темы 1. важно выяснить сущность процесса обучения; анализировать логику деятельности учителя (преподавание) и деятельности учащихся (учения), функции процесса обучения; выяснить психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения.
Изучая пункт 1, следует иметь в виду, что в процессе обучения всегда сочетались два вида деятельности - деятельность учителя или преподавания и деятельность учащихся, или учения. В тесном взаимодействии этих видов деятельности оказывается двусторонний характер обучения.
|
|
Изучая пункт 2, проанализируйте гносеологические основы процесса обучения, выясните, в чем общность и различие общественно-исторического процесса познания и познавательного обучения.
Изучая пункт 3, необходимо раскрыть содержание основных функций обучения; выяснить, которая должна обеспечивать каждая из функций обучения. Имейте в виду, что к взаимосвязи между этими функциями следует подходить с точки зрения диалектического характера их единства.
Изучая пункт 4, выясните сущность понятия "структура обучения". Проанализируйте элементы структуры процесса обучения и найдите связи, существующие между ними.
Изучая пункт 5, следует иметь в виду, что роль руководителя учебного процесса не ограничивается объяснением нового учебного материала. Выясните, в чем заключается главный смысл руководства учителя.
Изучая пункт 6, нужно осознать, что в основу характеристики процесса учения лежит идея деятельностного подхода. Согласно деятельностного подхода у учащихся должны формироваться не знания как таковые, а виды деятельности, в которые знания включаются как определенный компонент. Вместе с тем необходимо помнить, что без знаний невозможно осуществлять деятельность.
Изучая пункт 7, надо запомнить определение понятия "самообразование", проанализировать основные приемы самообразования.