double arrow

Понятие о методах воспитания.


Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе связано с поисками оптимальных методов воспитания личности школьника.

В педагогической науке существуют различные подходы к трактовке понятия "метод воспитания". В определении А.С.Макаренко это понятие гуманистическое направление. "Метод воспитания - это инструмент прикосновения к личности".

Ю.К.Бабанський определяет метод воспитания как сотрудничество учителя и ученика: "Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности, направленной на решение воспитательных задач". Комплексный подход к определению понятия "метод воспитания" осуществляется И.Ф.Харламовим: "Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития в них потребностей, взглядов, убеждений, нравственного поведения , а также для коррекции и совершенствования с целью формирования личности, ее качеств ". В определении М.М.Фицулы "методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на формирование у воспитанников - обзоров, убеждений, навыков и привычек поведения". По Б.Т.Лихачьовим, метод воспитания - это средство воздействия воспитателя на сознание, волю и чувства учащихся, способ взаимодействия с ними с целью формирования у них убеждений и навыков поведения, что соответствует цели воспитания.




Средства воспитания - вид общественной деятельности, который может влиять на личность в определенном направлении. Это то, с помощью чего происходит воспитание: предметы духовной и материальной культуры (научные пособия, книги, произведения искусства); слово воспитателя, виды деятельности: учеба, игра, художественная самодеятельность, спорт конкретные меры: вечера, политинформации, собрания.

Приемы воспитания - составная часть метода, обеспечивающего его применения в определенных условиях. Поэтому некоторые исследователи рассматривают методы воспитания как некую совокупность приемов воспитательного взаимодействия с воспитанниками. Методы и приемы могут в конкретных педагогических ситуациях переходить один в один.

Методы воспитания делят на общие (их применяют во всех направлениях воспитания) и частичные (используются преимущественно в одном из них - нравственном, физическом, правовом и т.д.).

Характеристика методов воспитания требует определенной их классификации. Но это очень сложный вопрос педагогики, ученые имеют разные точки зрения по этому вопросу. Так, в классификации Марьенко И.С. названы такие группы методов воспитания, как разъяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.



По характеру методы воспитания делятся на убеждения; организации жизни и деятельности учащихся, стимулирование деятельности и поведения (Болдырев Н.И.).

Классификация на основе направленности (интегративной характеристики, предполагает единство целевой, содержательной сторон методов воспитания, Щукина Г.И. и др.).: Методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования и торможения поведения.

Таким образом, разность подходов к классификации методов воспитания обусловлена тем, признак берется за основу для группировки методов.

Рассмотрим классификацию методов воспитания с позиции деятельностного подхода при Ю.К.Бабанським. В основу данной классификации положен целостную структуру деятельности, которая включает в себя осознание процесса деятельности, ее организацию, стимулирование, контроль и анализ результатов. В основе этой классификации IV группы методов: I группа - методы формирования сознания личности; II группа - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; III группа - методы стимулирования деятельности и поведения; IV группа - методы контроля и самоконтроля, самооценки деятельности и поведения.

Надо помнить, что каждая классификация условна, методы, влияющие на сознание, косвенно влияют и на поведение, и наоборот; но классификация выделяет главное и позволяет рассмотреть каждый метод подробнее, помня, что каждый из них - лишь часть системы и все они взаимосвязаны.







Сейчас читают про: