double arrow

Выбор методов воспитания

Взаимосвязь методов и приемов воспитания. Прием - это совокупность отдельных действий в структуре метода, чаще более специфических, менее общих. Методы и приемы тесно связаны между собой, могут заменять друг друга в конкретных обстоятельствах. В одной педагогической ситуации метод выступает как самостоятельный способ решения проблемы, а в другой - как прием, часть метода, имеет неограниченное влияние и для решения проблемы требует ряда других приемов. Например, беседа - один из методов формирования убеждений, может быть приемом на одном из этапов приучения.

Приемы делятся на стимулирующие и тормозящие. К первым относят моральную поддержку, проявление доброты, внимания, авансирование положительных качеств, укрепления веры питомца в свои силы, активизацию заветных чувств, фланговый подход, проявление гуманных чувств, включение в интересную деятельность, организация успеха в деятельности или общении. К тормозящим - проявление огорчения, намек, ласковый упрек, предупреждение, иронию, проявление возмущения, вызов тревоги перед возможным наказанием, параллельную действие, воображаемую равнодушие, приказ, кажущуюся недоверие тому подобное.

Механизм действия методов и приемов состоит в том, что они действуют эффективно тогда, когда используются редко и неожиданно. В зависимости от педагогической ситуации тот или иной метод воспитания выступает как наиболее оптимальный путь достижения цели. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и без лишних затрат времени, энергии, средств достичь намеченной цели.

Общие факторы, определяющие выбор методов воспитания: цели и задачи воспитания, содержание воспитания; возрастные особенности воспитанников, уровень сформированности коллектива, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, условия воспитания (материальные, психофизиологические, санитарно-гигиенические и т.п.), средства воспитания (наглядность, средства массовой информации, различные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, педагогическая техника: речь, мимика, движения и т.п.), уровень педагогической квалификации, время, отведенное на достижение результатов воспитания: если времени мало, а целые крупные, применяют "сильнодействующие" методы (связанные с наказанием и принуждением), в благоприятных условиях используются "сохраняя" методы воспитания (уговоры и постепенное приучение) ожидаемые последствия.

Правила выбора методов воспитания: гуманизм отношений педагога и воспитанников; метод требует эластичности, гибкости и использования в системе методов; нельзя выбирать метод, который в данных условиях не может быть применен; замысел, не подкрепленный средствами, бесполезно, метод требует логического завершения; метод не терпит шаблонов в применении, выбор метода зависит от стиля педагогических отношений, от характера деятельности, которую он вызывает; следует предусматривать психическое состояние воспитанников в то время, когда будут применяться методы.

МОДУЛЬ2 "ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: