Понятие о содержании образования

В традиционной педагогике, которая ориентирована на реализацию в первую очередь общеобразовательных функций школы, содержание образования определяется как "совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, что достигается в результате учебно-воспитательной работы ". Этот подход к определению сущности содержания образования ориентирован на знания.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку он определяется целями и задачами образования на определенном этапе развития общества и соответственно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научных знаний.

В последнее десятилетие в свете идей гуманизации образования все более утверждается личностно ориентированный подход к содержанию образования, нашедший свое отражение в работах И.Я. Лернером, М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада, А.В.Петровский.

Так, И.Я. Лернером и М.В.Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранение) и развития материальной и духовной культуры общества. При таком подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью является не знание, а сам человек. Такой подход способствует свободе выбора содержания образования с целью обеспечения общеобразовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к личности, развивающейся становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Социальный опыт представляет собой совокупность средств и способов деятельности, созданных в процессе общественно-исторической практики для воспроизведения развития общества и способных стать достоянием личности. Понимание содержания образования как отражение всех элементов социального опыта - результат длительного развития теории содержания образования и позволяет обосновать четыре основных элемента содержания образования:

1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся картины мира, вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.

2. Способы деятельности, опыт их осуществления. Здесь выделяется опыт осуществления известных способов деятельности, воплощенных в умениях и навыках учащихся, освоивших этот опыт.

3. Опыт творческой деятельности, то есть деятельности, в результате которой создается объективно новое благодаря специфическим процедурам: самостоятельного переносу ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, выделение новой проблемы в знакомой ситуации или новой функции объекта; выделении альтернативных вариантов решения проблем; комбинирования ранее известных способов в новый.

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения, предусматривающий определению знаний, умений, но не сводится к ним, и заключается в формировании отношения школьников к миру, научных знаний, моральных норм, идеалов, деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: