Принципы и критерии отбора содержания образования

В научной литературе выделяются различные подходы к определению принципов отбора содержания образования. Оптимальным является вариант, разработанный В.В.Краевським:

- Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и ​​на всех уровнях конструирования социально-экономическим потребностям, современному состоянию научных знаний, уровню развития производства;

- Принцип учета содержательной и процессуальной сторон при проектировании содержания образования, предполагает соотнесение учебного материала, форм, способов и средств процесса образования;

- Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования: теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность ученика. Этот принцип обеспечивает сбалансированность всех компонентов содержания образования.

Согласно содержанию и характеру образования выделяют общую, профессиональную и политехнического образования.

Общее образование - совокупность знаний основ наук о природе, обществе. человека, его мышления, искусство, а также соответствующих умений и навыков, необходимых каждому человеку независимо от его профессии.

Для отбора содержания общего образования в педагогической науке разработана следующая система критериев:

1. Критерий целостного отражения в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности.

2. Критерий высокого научного и практического значения изучаемого.

3. Критерий соответствия сложности содержания и реальных возможностей учащихся данного возраста.

4. Критерий соответствия объема содержания времени, отведенном на изучение данного предмета.

5. Критерий учета международного опыта построения содержания образования.

6. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и учебно-материальной базе образовательного учреждения.

Политехническое образование - совокупность знаний о главных отрасли и научные принципы производства, формирование общетехнических практических навыков. необходимых для участия в производительном труде. Основная цель политехнического образования - гармоничное развитие личности, и прежде всего качеств, которые помогают человеку включаться в процесс общественного производства.

Профессиональное образование - совокупность знаний, умений и навыков, овладение которыми позволяет работать специалистом высшей, средней квалификации, или квалифицированным рабочим. Содержание профессионального образования предусматривает углубленное ознакомление с научными основами и технологией выбранного вида труда формирование психологических и нравственных качеств личности, важных для работы в определенной сфере человеческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: