double arrow

Характеристика элементов содержания образования.

Содержание образования можно определить как педагогически адаптированный социальный опыт, педагогическая адаптированную систему знаний, способов деятельности интеллектуального и практического характера, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, то есть систему четырех компонентов социального опыта, отраженным в видах и областях деятельности, воплощенных в учебных предметах и ​​программах внеурочной деятельности.

Элементами содержания образования являются:

Знание - результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде понятий, суждений, умовиведень, теорий. Также их можно понимать как учебную информацию, усвоенная на уровне запоминания и осознания.

Знания существуют нескольких видов:

- Эмпирическое знание производится при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые, общие свойства. В их основе лежит наблюдение и они отражают лишь внешние свойства;

- Теоретическое знание возникает на основе анализа роли и функций внутренних связей системы. В их основе лежит аналитико-синтетическая мысленно деятельность;

- Инвариантные знания - фундаментальные, основные, такие что не меняются сведения о мире. Наличие таких знаний позволяет избежать сохранения огромного количества конкретных знаний;

- Вариативные знания - мобильные, те которые изменяются в зависимости от конкретных исторических, социально-политических, экономических условий. Отражают состояние проблемы или явления в данный конкретный момент.

Умение - это готовность к эффективному выполнению сложной комплексной действия как в стандартных, так и в нестандартных условиях на основе усвоенных знаний, навыков и опыта.

Навыки - способы действия, многократным повторением доведении до автоматизма и выполняются почти без участия сознания.

Между этими элементами существуют определенные связи: каждый из предыдущих является условием функционирования последующих. Так, без знаний невозможно ни воспроизведение способов деятельности, ни их творческое применение. Новые знания, при наличии опорных умений, формируют новые умения. Кроме того, применение известных способов деятельности для получения известного результата приводит иногда при наличии новых, не учтенных условий, не только к достоянию новых знаний, но и к появлению новых способов деятельности. Сам поиск новых способов деятельности непременно сочетается и воспроизведением уже известных. Однако, различные элементы содержания образования отличаются, прежде всего, характером деятельности по его усвоению, когда происходит превращение объективного содержания социального опыта в достояние личности.

Каждый элемент содержания образования требует конкретных путей его формирования.

Т ак, например, формирование навыка требует:

- Ознакомительные этапа, предполагает осмысление конкретного действия, ознакомлению с приемами его выполнения;

- Подготовительного (аналитического), когда школьник овладевает элементами действия, анализирует и выбирает способы выполнения, но делает это неточно, имеет место высокий уровень сосредоточенности;

- Стандартизированного, который характеризуется автоматизацией действий;

- Вариативного (ситуативного), который проявляется в целесообразном выполнении действий, самоконтроле и др..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: