Сущность педагогической технологии

Технологический подход - система действий учителя и учащихся, направленная на достижение четко определенной цели путем последовательного и неуклонного выполнения определенных учебных действий в условиях оперативной обратной связи.

В украинских педагогике понятие педагогические технологии широко используются, начиная с 90-х годов, хотя в мировой педагогике этот термин известен давно. Еще Я.А.Коменского писал о поиске совершенного метода, по которому все обучение будет идти вперед точно так, как идет часы с правильно уравновешенными весами.

Слово "технология" происходит из греческого от techne - искусство, мастерство, умение и logos - понятие, учение, и означает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материала осуществляется при изготовлении продукции.

Понятие "технология" в педагогической науке прошло определенные этапы своего развития. Первоначально речь шла о технизации учебного процесса, чему способствовала разработка американцем С.Пресси в середине 20-х годов технического устройства для проверки выполнения контрольных заданий. В 50-е годы проблемы педагогической технологии связывались с использованием программированного обучения. Массовое внедрение различных технологий обучения наблюдается с 60-х годов XX в. в связи с разработкой вопросов компьютерного обучения. В конце 80-х годов XX века ученые определяют два направления в развитии педагогических технологий: использование технических средств обучения и "технологический подход" к организации учебного процесса в целом. Именно последнее направление стал основой для разработки педагогических технологий.

Интересно, что только в украинских и российских публикациях последних десяти лет насчитывается более 300 различных определений педагогических технологий. Сущность педагогической технологии как всеобъемлющего многостороннего и многомерного явления лучше других подчеркивает определения Ассоциации педагогических коммуникаций и технологий (США, 1979): "Педагогическая технология - это комплексный, непрерывный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности по анализу проблем и планирования, способствует обеспечению решения проблем, относящихся ко всем аспектам усвоения знаний ".

В современной науке педагогическая технология рассматривается как четкое научное проектирование и воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; как вся совокупность знаний и действий, направленных на достижение целей развития, воспитания, обучения. Педагогическая технология должна вписываться в схему: "идея - процесс - результат".

В педагогике предложены десятки классификаций педагогических технологий (например, Г.Селевка, О.Пехоты и др..). Понятие "педагогическая технология" употребляется для определения (Г.К.Селевко):

1) общепедагогической (общедидактической, загальновиховнои) технологии (макротехнологиями), которая синонимична определенной педагогической системе, которая предусматривает определение целей, содержания, средств, методов, форм обучения, алгоритма деятельности субъектов процесса. Например: технология современного традиционного обучения, технология педагогики сотрудничества, технология проблемного обучения и т.д.;

2) как микротехнологии, т.е. как совокупность методов, средств реализации содержания обучения в рамках конкретного предмета (методика преподавания предметов). Например: система поэтапного обучения физике (М. Палтишев)

3) как локальная технология, определяющая решения отдельных дидактических задач (формирование понятий, технология самостоятельной работы и др..).

И.Подласый предлагает классифицировать педагогические технологии по иерархии составляющих, которые в совокупности образуют педагогический процесс. Соответственно он выделяет и определяет педагогические технологии. Первый, самый низкий ярус займут технологии учебные, выше разместятся образовательные, воспитательные, еще выше - развивающие и формирующие.

По определению ЮНЕСКО, под технологией обучения следует понимать "системный метод создания, применения и определения всего процесса обучения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию образования".

Технология обучения ориентирована в большей степени на ученика, а не на предмет изучения, на проверку произведенной практики (методов и техники обучения) в ходе эмпирического анализа и широкого использования аудиовизуальных средств в обучении, определяет практику в тесной связи с теорией обучения.

Технологический подход к обучению предусматривает:

- Четкую постановку учителем целей, их уточнение с ориентацией на достижение результатов;

- Подготовку учебных материалов и организации обучения в соответствии с заранее определенных целей;

- Оценка текущих результатов, коррекцию обучения, направленную на достижение поставленных целей;

- Итоговую оценку результатов.

Основные структурные компоненты педагогической технологии (Г.К.Селевко):

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения: цель обучения - общая и конкретная, содержание учебного материала;

в) процессуальная часть - технологический процесс: организация учебного процесса, формы и методы учебной деятельности школьников, формы и методы деятельности учителя, деятельность учителя по управлению процессом обучения, диагностика учебного процесса.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять определенным требованиям (по Г.К.Селевко):

1. Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию.

2. Системность, т.е. определяться взаимосвязью ее частей, целостностью.

3. Управляемость, предусматривающий диагностическое целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов, с целью коррекции результатов.

4. Эффективность по результатам и оптимальными затратами, гарантированность достижений определенного стандарта обучения.

5. Воспроизводимость, то есть возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных условиях.

Итак, педагогическая технология - это построенная на диагностической основе, четко контролируется и Корректированный модель обучения, спроектированная на достижение гарантированного конечного результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: