Кроме урока - ведущей формы организации обучения - используют также внеурочные формы: семинары, практикумы, факультативы, экскурсии, предметные кружки, домашнюю учебную работу, консультации и т.п..
Семинарские занятия рекомендуются для проведения в старших классах. Зависимости от сложности и объема требований школьные семинары условно делятся на три относительно большие группы: подготовительные (просеминары), собственно семинары и межпредметные семинары. Просеминарськи занятия проводятся в средних классах. На этих занятиях происходит знакомство с новыми формами работы (как составить план, тезисы, выступление и провести дискуссию). По целевой направленности семинарские занятия можно разделить на семинары повторения и систематизации знаний, умений и навыков; семинары изучение нового материала, комбинированные семинары. По основным методам проведения их можно разделить: на семинар-беседу, семинар-комментарий, семинар комбинированный, семинар-обсуждение.
Практикумы - это такая форма занятий, форма учебного процесса, при которой учащиеся самостоятельно выполняют практические и лабораторные работы, применяя усвоенные знания, навыки, умения. Средством руководства учебной деятельностью при проведении практикумов есть инструкции, которые по четко определенным правилам последовательно руководят действиями учащихся.
Учебная экскурсия - сложная форма учебно-воспитательного процесса. Она не имеет такого четкого ограничения во времени. Продолжительность учебного экскурсии обусловлена учебными задачами, конкретными условиями ее проведения, возрастом учеников. Место проведения экскурсии тоже не является точно определенным и постоянным. Это может быть производство, музей, природа и др.. Зависимости от типа содержания и методов проведения экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида перемещения в составе экскурсионной группы может быть от 10 до 40 учеников.
Перед экскурсиями ставятся следующие задачи: обогатить знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов). установить связь теории с практикой, жизненными явлениями и процессами. воспитывать любовь к природе, труда и развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувство коллективизма и взаимопомощи обогащать эстетические чувства, наблюдательность, память. мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению.
Факультативы - надпрограмни занятия, право выбора которых на добровольной основе остается за учениками. Введены в школах Украины с 1967 года как форма дифференцированного обучения. Цель их: удовлетворение потребностей учащихся в более глубоком изучении отдельных предметов, развитие учебно-познавательных интересов, познавательной активности, творческих способностей школьников. Среди методов обучения на факультативных занятиях особое место занимают лекции, семинары, на которых учащиеся выступают с докладами и сообщениями, лабораторно-практические работы, экскурсии, индивидуальные задания, развивающие навыки самообразования и т.п..
Важной формой организации обучения является домашнее задание. Домашняя работа организуется с учетом следующих условий:
- Наличии познавательного интереса к выполнению задания и осознание цели работы. Этого можно достичь четкостью и точностью задания, постановкой их в проблемном плане;
- Ответственности в результате разъяснения и контроля со стороны учителя;
- Формирование навыков самостоятельной работы.