Термин "модульное обучение" появился в период введения программированного обучения. Определенный объем знаний предлагался в виде блока, который необходимо усвоить. Каждый блок - "модуль" - имел собственный содержательный аспект, собственные вопросы для контроля уровня его усвоения, "обратная связь" ученика с машиной. Это позволяло каждому ученику, работая с машиной, усваивать материал в собственном темпе.
Постепенно этот подход менялся от обычного преподавания конкретной темы или ее части к осознанию модулей на междисциплинарной основе.
В разных странах существует свой подход к пониманию "модульного обучения". В американском варианте модуль - завершено 15 или 20-минутное учебное занятие, которое имеет относительно завершен целостный дидактический смысл при применении ризновариантних организационных форм. Течение дня (а это более 24 модули - более 100 личностей) в процесс обучения включаются средние и небольшие группы (до 12 человек) учащихся с целью реализации их знаний по индивидуальной программе.
|
|
Украинский вариант рассматривает систему модульно-развивающего обучения. Таким образом, модульное обучение - это и организация взаимосвязанных учебных заведений, каждый из которых выполняет свою целевую и содержательную функцию обучения. Это и рассмотрение учебного предмета, который состоит из взаимосвязанных законченных модулей учебного материала, на каждом из которых отражается содержание образования, организация обучения, способы контроля знаний. Это и межпредметные, интегративные модули, которые разрабатывают учительские коллективы. Модуль - это и структура учебного процесса в отдельной школе, где каждый предмет разделен на смысловые блоки, а учащиеся продвигаются в процессе обучения по отдельным шагам, модулями, блоками.
Каждый содержательный модуль включает в себя следующие блоки:
- Целевой - цель и задачи изучения конкретного модуля
- Содержательный, в котором представлены основные смысловые единицы, термины, понятия, законы, составляющие суть определенного раздела учебной дисциплины;
- Операционный - определение познавательных навыков, которыми должен овладеть ученик;
- Методический, в котором даются рекомендации, советы по самостоятельной работы по усвоению учебного материала;
- Контрольный. В нем вопрос, задания, тесты для проверки уровня усвоения учебного материала. Результатам изучения каждого блока модуля отражаются в баллах, которые ученик набирает. Поэтому он может сам определить степень усвоения материала.
Таким образом, модульное обучение связано с рейтинговой системой контроля. Чем больше и сложнее модуль, тем больше баллов ему отводится.
|
|
Названы блоки определяют основные этапы технологии модульного обучения, этапы развивающей взаимодействия учителя и учащихся:
1) побудительно-мотивационный;
2) этап первичного усвоения теоретического материала;
3) этап самостоятельной проблемно-поисковой работы учащихся по осмыслению и углубление теоретических знаний;
4) этап формирования и развития репродуктивных и поисковых умений, навыков, способов деятельности;
5) этап самостоятельных работ завершенный характер для формирования поисковых, креативных, рефлексивных способностей и умений;
6) этап систематизации ведущих знаний и умений, мировоззренческих идей;
7) этап самостоятельной творческой работы (по выбору учащегося темы и сложности работы); 8) контрольно-обобщающий этап.