Урок - основная форма организации обучения

Урок - это логически завершенная, ограничена во времени целостная часть процесса обучения, в ходе которой решаются определенные учебно-воспитательные задачи.

Для урока характерны следующие признаки: дидактическая цель, определенный объем учебного материала, постоянный состав одинаковых по возрасту детей, руководство со стороны учителя деятельностью учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, индивидуальных возможностей, последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от типа урока, овладения всеми учащимися знаниями, умениями, навыками, которые должны быть усвоены за регламентированное время (45-35 мин.), четкое определение времени и места урока по расписанию.

На уроке используются все формы работы (индивидуальные, фронтальные, групповые) - это гибкая форма организации обучения. Обязательное посещение занятий, совместная деятельность, постоянный состав дает возможность сплотить коллектив и воспитывать учеников.

Требования к современному уроку:

1. Требования к структуре: правильное определение дидактической и воспитательной цели урока и его значение в системе уроков по теме; целесообразным определение типа урока, его структуры; логическая связь данного урока с предыдущими и последующими уроками; оптимальность сочетания методов обучения систематичность и разнообразие контроля; оптимальное место домашнего задания;

2. Требования к подготовке и организации урока: обеспечение охраны здоровья детей (техника безопасности, гигиена труда); начинать подготовку к конкретному уроку с планирования системы уроков, определить его объем и сложность относящегося к данному классу, наметить все основные виды работы на уроке; подготовить демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения предусмотреть возможность для учащихся самостоятельного получения знаний;

3. Требования к содержанию урока и процесса обучения: урок должен быть таким, воспитывающая; процесс поиска должно быть строго обоснованным; воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т.д..

4. Требования к технике проведения урока: эмоциональность; оптимальные темп и ритм урока соблюдение педагогического такта, благожелательное взаимопонимание учителя с учениками; оптимальные изменение и сочетание различных видов деятельности; соблюдение единого орфографического режима, управление учебным процессом.

Урок - это основа для творчества учителя. Но для того, чтобы творить, учитель должен знать типы уроков, их классификация. Проблема классификации уроков имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Нельзя четко организовать процесс обучения, не выделив типы уроков по определенному признаку, не определившись, какой из них наиболее подходит для решения педагогических задач, которые поставил учитель при преподавании данной темы.

Как любое сложное явление, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам, поэтому единой классификации уроков в современной школе нет.

Соответствии с основными этапами учебного процесса Иванов С.В. выделяет следующие типы уроков: 1) вводные уроки, 2) уроки первичного ознакомления с материалом, 3) уроки создания понятий, установление законов и правил; 4) уроки применения полученных знаний на практике, 5) уроки навыков (тренировочные) 6) уроки повторения и обобщения, 7) контрольные уроки, 8) комбинированные, или смешанные.

И.М.Казанцев классифицирует уроки по признаку основного способа их проведения и выделяет 7 типов: 1) уроки с разнообразными видами занятий, 2) уроки-лекции, 3) уроки-беседы, 4) уроки-экскурсии 6) уроки самостоятельной работы; 7) уроки лабораторной работы и других практических занятий.

Наиболее распространенной в педагогической теории и практике является классификация уроков по основной дидактической целью занятий (по В.О.Онищуком): 1) урок усвоения новых знаний, 2) урок усвоения навыков и умений, 3) урок применения знаний, навыков и умений, 4) урок обобщения и систематизации знаний, 5) урок контроля и коррекции знаний, навыков и умений, 6) комбинированный урок.

Классификация уроков по основной дидактической целью целесообразна потому, что позволяет более четко определить цели и задачи каждого урока и мобилизовать школьников на успешное их решения.

Урок имеет свою структуру (строение). Структура урока - совокупность различных вариантов взаимодействия между элементов урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивает его целенаправленную действенность.

В понятие "структура урока" вкладывается три признака: состав (из каких элементов или этапов состоит урок), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятие), связь (как они между собой связаны). Урок не статичен форме. Это сложная динамическая система, которой присущи все законы диалектики. В структуре урока выделяют внешние (макроэлементы) и внутренние (микроэлементы).

Макроэлементы: основные задачи, необходимые для достижения дидактической цели урока. Для каждого типа урока макроструктура является постоянной, неизменной, поскольку не изменяются закономерности и задачи того или иного процесса, осуществляемого на уроке.

Микроэлементы: методы, приемы, средства обучения и их последовательность и взаимосвязь на каждом макро-и микроэтап. Микроструктура является мобильной, динамичной частью урока.

Приведем ориентировочную структурное построение уроков разных типов (за В.А.Онищуком):

Урок усвоения новых знаний: - организация начала работы; - сообщение о теме, цели, задачи урока; - мотивация цели (стимуляция познавательных интересов школьников) - актуализация опорных знаний (восстановление предыдущих знаний, которые необходимы для усвоения новых) - организация восприятия и осмысления новой информации - закрепление; - проверка понимания; - подведение итогов; - домашнее задание.

Комбинированный урок: - организация начала работы; - сообщение цели, задач урока; - мотивация (на разных этапах) - проверка выполнения домашних заданий - подготовка к усвоению нового материала - актуализация опорных знаний - организация восприятия и осмысления новой информации - закрепление, выполнение упражнений по образцу; - применение знаний и способов деятельности путем решения познавательных задач, проблем; - обобщение изученного на уроке - контроль и самоконтроль за результатами учебной деятельности.

В последнее время очень распространены нестандартные уроки. Эти уроки отражают оригинальность мышления, творческие педагогические способности. Нестандартный урок - это творческое воплощение авторского замысла, который не имеет устоявшейся структуры этой формы организации обучения. В нестандартных уроков относятся: уроки-путешествия, уроки-огоньки, уроки открытых мыслей, уроки-спектакли, уроки-погружения, уроки защиты проектов и т.д..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: