Технологии интегрированного обучения

В современном понимании интеграция трактуется как объединение, взаимопроникновение, переплетение, взаимовлияние понятий и теорий различных отраслей знаний. Интегративный подход в обучении реализуется на уровне межпредметных связей (сообщение на уроках материала по географии, истории, литературы, естественных предметов) и интегрированные (интегральные) уроки.

В современных европейских странах интеграционные процессы в обучении получили широкое распространение и охватывают создание согласованных межпредметных программ, межпредметных и внутренне интегрированных курсов и соответствующих учебников. Во Франции целый ряд школ работают по согласованной программе "История - география - экономика - гражданское образование". В некоторых немецких землях история излагается также вместе с географией или литературой и также специальными учебниками.

В Украине в конце 90-х гг также была в интегрированный курс "Человек и общество" как неосновной предмет преподается за счет школьного компонента. Однако в отличие от западных аналогов упор в этом курсе сделан на философских, экономических, культурологических, политологических, экологических, морально-этических и психолого-педагогических аспектах, что делает его самостоятельным курсом, частично интегрируясь с историей.

"Школа диалога культур" - это модель обучения, основанная на интеграции содержания гуманитарных предметов на культурологических принципах, понимании учащимися человека определенной исторической эпохи через работу с реальными текстами данной эпохи.

Исходные позиции концепции разработан В.С.Библером. Цель обучения в этой модели заключается не в подготовке "человека образованного", такой, впитавшая "последнее слово науки", "овладела научной картиной мира", "научными методами познания» и «направленную на дальнейшее восхождение вперед и вверх", а в воспитании идеала "человека культуры". По В. Библером, человек культуры - это человек, который отказывается от присвоения готовых истин, свободная и такая, что самоопределяется.

Обучение по модели "диалога культур" строится на принципах:

• культурологичности - проецирування на весь процесс обучения особенностей мышления человека культуры;

• историчности - последовательность классов соответствует последовательности современного осмысления европейской исторической культуры, сменявших друг друга (античной, средневековой, нового времени, культуры ХХ в.)

• диалогичности - построение обучения в каждом учебном цикле на основе внутреннего диалога, присущем данной культуре, а на этой основе - систематическом диалога (общение между различными классами, возрастными группами, культурами), возникающей вокруг основных точек удивления - выходных загадок бытия и мышления;

• цикличности - учебный цикл начинается со знакомства с реальным текстом эпохи (а не с учебником), продолжается в аналитической работе ученика, его общении с учителем, сверстниками и взрослыми и завершается созданием авторского текста - произведения, написанного в духе данной эпохи, ее ценностей, за ее твердыми законами;

• проблемности - определение особых проблем - "воронок", через которые возможно и целесообразно для данного класса и поколения втянуть все события, все проблемы и все диалоги, соответствуют содержанию этой культуры.

о человека за свои действия, поступки и их последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: