Технология личностно ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение исходит из определения индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, требует обеспечения развития и саморазвития личности ученика, исходя из выявления его индивидуального неповторимого субъективного опыта, способностей, интересов, ценностных ориентаций, возможностей реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.

Субъективный опыт ученика - это опыт его жизнедеятельности, который он приобретает в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и осмысления окружающего его мира.

Реализация личностно-ориентированного обучения опирается на учение как индивидуальную деятельность школьника, ее коррекцию и педагогическую поддержку, т.е. задача учителя в помощи каждому ученику раскрывать свои познавательные возможности, определять педагогические условия, необходимые для их удовлетворения.

Этому способствует:

1. Позиция учителя как консультанта, который осуществляет педагогическую развивающую помощь школьнику.

2. Создание условий для дидактического выбора как определенных активных действий школьника, направленных на определение преимуществ одной из альтернатив: в использовании учебного материала разного по содержанию, видом, формой; в выборе способов выполнения учебных заданий, что способствует снижению эмоционального напряжения, потому что ученик не боится сделать ошибку в своих действиях; использования индивидуальных программ обучения.

3. Создание свободной атмосферы, которая характеризуется тем, что учащиеся не боятся делать ошибки, свободно обсуждают проблемы, выражая свои личные мнения, подходы, взаимодействуют в обучении друг с другом, обращаются за помощью и поддержкой к учителю.

4. Создание условий для творчества в самостоятельной деятельности, выявление личностью познавательной активности, чему способствует использование активных форм, методов и средств обучения!, Имитационно-ролевая игра, поощрение стремлений учащихся находить свои способы работ, анализировать способы работы других учеников и т.д..

Концепция активного обучения (А.А.Вербицький) заключается в пересмотре целей и содержания образования, реформе педтехнологий; трансформировании смысла деятельности субъекта обучения, его позиции в учебно-воспитательной системе, рост уровня активности и вовлеченности учащихся в учебную деятельность. В основу активного обучения положена теория проблемного обучения. Основными направлениями активизации учебного процесса является проблемное и диалогическое обучение, активные методы обучения (обучающие игры, дискуссии в сочетании с практической деятельностью.

5. Постоянное внимание учителя к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, которая побуждает ученика к осознанию не только результата, но и процесса своей работы.

6. Направленность работы учителя на учебные возможности каждого ученика, составление индивидуальной карты его личностного (познавательного) развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой, направленного прежде всего, на успех в достижении положительных учебных результатов.

Таким образом, положительным является то, что личностно-ориентированное обучение требует внимания к внутреннему миру человека, его развития, но не следует преувеличивать ее возможности в реализации поставленных гуманных задач, потому что невозможно полностью определять содержание, методы, формы обучения на основе интересов школьников. Однако разумно использовать прогрессивные идеи этого учения и в других видах обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: