Пациент В. 46 лет, страдающий язвенной болезнью желудка, доставлен в хирургическое отделение больницы машиной скорой помощи с предварительным диагнозом: "Перфорация стенки желудка". При поступлении: сильная боль в эпигастральной области живота; напряжение мышц брюшной стенки при пальпации; положительные симптомы, свидетельствующие о раздражении брюшины; температура тела 38,5°С; отсутствие шумов перистальтики кишечника; значительный лейкоцитоз; ускорение СОЭ. Исследование жидкости из брюшной полости (при пункции взято 400 мл опалесцирующей жидкости): большое количество лейкоцитов; белок - 4%; наличие бактерий различных типов, в том числе - анаэробов. На обзорной рентгенограмме в области живота обнаружен пузырь воздуха под диафрагмой. Пациент транспортирован в операционную.
1. Можете ли Вы подтвердить или опровергнуть предварительный диагноз о перфорации стенки желудка у пациента?
2. Как Вы обозначите состояние, наблюдающееся у пациента при поступлении в больницу? Ответ обоснуйте.
3. Каковы причины и механизмы развития каждого из симптомов,
имеющихся у пациента?
4. Как называется жидкость в брюшной полости, образующаяся при
подобных состояниях? Назовите её характерные свойства и генез каждого из них.
Задача 18
Пациент М, 43 лет, страдающий тяжелым хроническим гастритом и энтеритом, обратился к врачу с жалобами на частые поносы, нарастающие недомогание, слабость, похудание, распространенные отёки. При обследовании выявлены: гипохромная анемия; признаки полигиповитаминоза, надпочечни-ковой недостаточности и иммунодефицита.
Лабораторное исследование кала: креаторея, стеаторея, амилорея. Результаты аспирационной энтеробиопсии: сниженная активность ферментов фракции полостного и пристеночного пищеварения; атрофия микроворсинок энтероцитов.
1. Как Вы обозначите описанный симптомокомплекс? Ответ аргументируйте.
2. Каковы возможные причины и патогенез этого синдрома?
3. Какими расстройствами пищеварения характеризуется описанный
синдром у данного пациента и почему?
4. Каков патогенез каждого из перечисленных симптомов? Ответ обоснуйте.