Артикуляционная установка. При верном произнесении звука С губы полураскрыты, уголки рта слегка растянуты в стороны. Нижняя челюсть несколько опущена, расстояние между верхними и нижними резцами один-полтора миллиметра. Язык распластан, имеет лопатообразную форму, спинка выгибается вверх по направлению к твердому нёбу. Бока распластанного и выгнутого вверх языка прилегают изнутри к верхним и нижним коренным зубам. По средней продольной линии передней части спинки языка образуется небольшое углубление. У верхних боковых резцов контакт между боковыми краями языка и зубами прекращается. Передняя часть спинки языка выгнута вверх и как бы стремится к альвеолам верхних передних зубов. Между языком и альвеолами образуется щель. Кончик языка загнут вниз и касается нижних резцов и частично альвеол. Щелевое сужение между верхними альвеолами и передней частью спинки языка делит ротовую полость на два резонирующих объема. Воздушная струя проходит через щелевое отверстие по созданному языком легкому продольному углублению, и между резцами образуется звук с. При произнесении мягкого С больше приподнимается вверх средняя часть спинки языка.
Звук З образуется при таком же положении органов артикуляции, как и С, только язык менее напряжен, и в работу включаются голосовые связки. Кончик языка слегка вибрирует.
Дыхание. Пригодный для публичной речи звук с образуется в результате усвоения правильного положения органов артикуляции и овладения глубоким энергичным выдохом. Брюшные мышцы являются отправной точкой звука с, его «катапультой», его «стартовой площадкой».
Методические советы. Тренируя дыхательный аппарат, надо следить, чтобы во время выполнения упражнения к произносимому звуку с не примешивалось никаких горловых призвуков. Предлагается «спеть» звуком с мелодию какой-нибудь песни (не насвистывая, а произнося обычное с), то зачастую звук получает начальный импульс не от диафрагмы, а за счет сжатия горловых мышц. Учащийся может уловить это мышечным чувством: в горле как бы оказывается посторонний предмет, перекрывающий дорогу звуку. Кроме того, на переходах от ноты к ноте (звуком с мелодия вырисовывается точно) и «исполнитель» и слушатели при неправильном дыхании будут слышать в горле у «певца» звуки, напоминающие глухие щелчки. Подобный горловой зажим может возникнуть и при выполнении других упражнений. Этот призвук должен быть обязательно устранен за счет углубления дыхания, за счет произнесения звука с на опоре, а не горлом.
Упражнение «Пловец». «Плаваем» любым стилем, передвигаясь по комнате или сидя на месте. Вдох глубокий. На выдохе произносим звук с. Если «плывем» по-собачьи, то выдох идет мелкими порциями, синхронно с движением рук. Если руки движутся медленно, то и с — сочное, плавное.
Упражнение «Бадминтон». С воображаемой ракеткой и воланчиком научитесь (со звуком с) давать партнеру пас, при котором волан максимально устремлялся бы вверх, по вертикали.
Отыскав нужный вариант произнесения звука с в изолированном виде, переходите к отработке этого звука по таблицам.
Согласные С, 3 в тексте.
Злой человек у кого милости просит, того и поносит.
Гусь есть, да гостя нет; гость есть, да гуся нет.
Совесть без зубов, а загрызет.
Сок с березы стек, стек с березы сок.
Шли две Зинки, несли корзинки: у каждой Зинки — по две корзинки; в каждой корзинке - по две резинки. Сколько резинок было у Зинок?
Идет косой козел с косой.
Как сойдутся всей гурьбой
Сима, Савва, Сева,
Как ударят вразнобой
Сверху! Справа! Слева! —
Как завоет этот джаз —
Савва, Сева, Сима, —
Так становится у нас
Жить невыносимо. (В. Ф а и н и н)