Согласные Ш—Ж

Артикуляционная установка. При правильном произнесении согласных Ш и Ж органы артикуляции работают следующим образом:

1. Губы раскрыты, верхние и нижние зубы почти целиком обнажены. Губы не лежат на зубах, они слегка выпячены вперед. Форма их напоминает небольшой квадрат с закругленными углами. Губы мягкие, не напряженные.

2. Челюсти не сомкнуты, расстояние между верхними и нижними резцами один-полтора миллиметра.

3. Кончик языка широкий, закругленный. В том месте, где альвеолы переходят в твердое нёбо, кончик языка образует с твердым нёбом сужение, но не касается нёба.

4. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним боковым зубам.

5. Задняя часть спинки тоже приподнимается к твердому нёбу и образуется второе сужение. Между загнутым вверх кончиком языка и приподнятой задней частью спинки языка образуется небольшое углубление округлой формы. При прохождении воздушной струи через эти два сужения образуется определенный шум, воспринимаемый нами как звук ш.

При образовании звука ж язык несколько расслабляется, менее интенсивна и выдыхаемая звукообразующая струя. Голосовые связки издают звук. Кончик языка приподнимается несколько выше, чем при произнесении согласного ш. Под воздействием выходящей звучащей струи кончик языка слегка вибрирует.

Дыхание. Согласные ш, ж требуют менее энергичного выдоха, чем звуки, рассмотренные выше. Однако нельзя забывать о том, что энергия для звука ш подается с нижних «этажей» речевого аппарата — из района нижних брюшных мышц. Там — «корень» этого согласного. Если, растягивая звук ш, «спеть» какую-нибудь мелодию (без голоса), то в области горла надо ощущать полную свободу, проточность. Всяческие «перемычки», щелчки необходимо устранять.

Упражнение «Утюг». Все предметы воображаемые. Раскаленным утюгом водим по влажной тряпке: шшш, шшш, шшш. Звуком ш имитируем шипение пара, добиваясь при этом четкости и точности согласного.

Упражнение «Полотер». Закрепляйте на ноге «щетку», натирайте паркет: ш — ж, ш— ж, ш — ж. Согласные произносятся в такт с движениями щетки.

Упражнение «Шмель». Вспомните, как на летней лужайке гудят мохнатые шмели, перелетая от цветка к цветку. Воспроизведите их гудение-жужжание, используя звук ж: жжжжж. Освоив произнесение звуков ж, ш в изолированном виде, переходите к таблицам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: