Звуковой символизм в Америке

В Америке изучение звукосимволизма проходило диаметрально противоположным путем. Главное внимание было уделено здесь экспериментальному исследованию звукосимволизма и соответственно этому разработке и усовершенствованию методики экспериментов.

Первое экспериментальное исследование звукосимволизма в Америке было выполнено Э. Сэпиром в 1929 году. Э. Сэпир предлагал англоязычным испытуемым бессмысленные слоги типа mil и mal, которым произвольно были приписаны значения (например, «стол»). Испытуемые должны были решить, для обозначения какого размера – «маленький» (стол) или «большой» (стол) – подходят предложенные им сочетания. В результате оказалось, что /i/ больше подходит для обозначения малого, а /а/ – для обозначения большого размера. Исследование, начатое Э. Сэпиром, было продолжено С. Ньюмэном, опубликовавшим в 1933 году (фактически работа С. Ньюмэна была окончена в июне 1931 года) обширную статью, в которой с помощью аналогичной методики исследовались различные гласные и согласные фонемы. Кроме того, стремясь доказать, что оценка звуков речи не связана с языковым «тренингом» («языковой привичкой»), С. Ньюмэн обследовал большой список английских слов со значениями «большой» и «маленький». На основе полученных данных С. Ньюмэн пришел к следующим выводам: 1) гласные английского языка по шкале «маленький-большой» располагаются в таком порядке: i, e, ε,?, а; 2) согласные (от «маленького» к «большому») располагаются в последовательности: t, d, p, b, k, g (глухие оцениваются как «меньшие» по сравнению со звонкими, передние – как «меньшие» по сравнению с задними); 3) оценка звуков испытуемыми связана с физическими (акустико-артикуляционными) характеристиками этих звуков.

Последующие экспериментальные работы по изучению звукосимволизма в США и Канаде были посвящены главным образом разработке и усовершенствованию методики исследования звукосимволизма (Tsuru 1934; Allport 1935; Brown/Black/Horowitz 1955; Brown/Nuttal 1959; Miron 1961). Что касается второго вопроса (теоретических разысканий), то должное внимание ему стали уделять в Америке лишь в сравнительно недавнее время (Brown 1958; Taylor / Taylor 1962; Weiss 1964; Ervin-Tripp / Slobin 1966; Ohala 1994).

Последние десятилетия характеризуются появлением в США и Европе огромного числа работ, свидетельствующих о все возрастающем интересе к проблемам звукового символизма. Кроме употреблявшихся ранее терминов phonetic symbolism и sound symbolism, в зарубежных работах, как уже говорилось во Введении, стали широко употреблять термин iconicity, a также phonosemantics (см., например, Wescott 1980; 1987; Hinton et al. 1994).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: