В качестве объекта изучения были использованы 15 гласных, составляющих систему вокализма немецкого языка (из анализа была исключена лишь фонема [ə]). Из всех звуков было составлено 16 бинарных оппозиций типа [a – i], [u: – u] и т.д. Оппозиции подбирались двумя экспериментаторами (В.И. Кушнериком, В.В. Левицким) независимо друг от друга, так чтобы были учтены различия гласных по долготе, степени открытости, т.е. подъёму, лабиализованности, ряду.
Звуки предъявлялись испытуемым в письменной форме, в виде анкеты, в которой делались необходимые разъяснения и помещалась инструкция. В качестве испытуемых выступали студенты немецкого отделения факультета иностранных языков Черновицкого университета, родным языком которых является украинский и русский, и студенты-стажёры филологического факультета Воронежского университета, родным языком которых является немецкий. Все гласные оценивались по двум шкалам (“сила” и “оценка”) с перерывом в 1-2 недели. Использовалась пятибалльная шкала, т. е. “форма” предъявляемого материала включала 2 элемента, а “содержание” – 5 (процедура “2 – 5”). Каждый звук оценивался не менее, чем 30 информантами одной национальности. Результаты эксперимента отражены в табл. 3. Корреляционный анализ двух рядов оценок показал, что коэффициенты корреляции по шкале силы r1 = +0,76, по шкале оценки r2 = +0,77 (при табличном значении r = 0,68, P = 0,01). Иначе говоря, между обоими рядами оценок установлена статистически значимая корреляция.
Таблица 3
Корреляция между результатами двух экспериментов
Звуки | Шкала | силы | Шкала | оценки |
ЧГУ | ВГУ | ЧГУ | ВГУ | |
a | 3,33 | 3,41 | 3,41 | 3,65 |
a: | 4,00 | 4,07 | 3,67 | 3,94 |
e: | 3,24 | 3,55 | 3,10 | 3,16 |
ε | 2,41 | 2,50 | 2,76 | 2,54 |
ε: | 2,96 | 3,61 | 2,57 | 2,10 |
i | 2,60 | 2,10 | 3,27 | 2,83 |
i: | 3,34 | 3,97 | 3,20 | 2,26 |
O | 2,71 | 2,52 | 3,08 | 2,91 |
o: | 3,68 | 4,13 | 3,60 | 3,90 |
œ | 3,16 | 3,03 | 3,13 | 3,19 |
o: | 2,96 | 3,68 | 3,33 | 3,45 |
u | 3,20 | 2,92 | 2,93 | 3,02 |
u: | 3,72 | 4,13 | 2,67 | 2,71 |
y | 3,36 | 3,05 | 2,87 | 3,21 |
y: | 2,84 | 3,00 | 3,10 | 3,39 |
Следует подчеркнуть, что наличие корреляции между оценками испытуемых различных национальностей звуков одного и того же языка вовсе не означает, что испытуемые одной национальности (например, украинцы или русские) могут быть использованы в качестве испытуемых для исследования символических звуков иного языка ( например, немецкого или русского ). Проведенный эксперимент свидетельствует лишь о том, что испытуемые, говорящие на различных языках, используют в оценке символических значений звуков какой-то сходный механизм.