Метод имеет следующие признаки:
- обсуждение проблемы проходит в группе, состоящей из 6—15 участников, если меньше 6 чувствуется недостаток людей и соответственно нехватка идей, в больших группах идеи выдаются быстро и участники не в состоянии переваривать их;
- участники заняты в разных сферах деятельности;
- предпочтительным является иерархическая однородность группы (при участии как сотрудников, так и руководителей возможна скованность и затруднения в обмене идеями);
- проблема должна быть заранее четко поставлена и цель точно определена;
- необходим опытный ведущий;
- все мысли и идеи необходимо протоколировать; проведение совещания и протоколирование могут проводиться одним человеком.
- Продолжительность колеблется в пределах 40-60 минут. При решении простых проблем 10-15 минут. Утром.
- его результаты как в качественном, так и в количественном аспекте во много раз превосходят результаты обычных совещаний по решению проблем.
Во время совещания участники должны придерживаться следующих правил:
|
|
- каждый участник должен спонтанно и свободно высказывать все идеи которые, по его мнению, могут помочь в решении проблемы. При этом желательны самые невероятные идеи;
- все высказанные идеи могут быть подхвачены любым из участников, чтобы вызвать возникновение новых идей и ассоциативных цепочек;
- необходимо выработать как можно больше предложений и идей. При этом качество идей не играет никакой роли. Требование спонтанности частично «выключает» фильтр рациональности участников, который обычно разделяет мысли на «правильные» и «неправильные» и вытесняет «неправильные» мысли. Через спонтанность включается подсознание, откуда приходят идеи, на первый взгляд никак не связанные с проблемой, но которые на самом деле могут привести к творческим решениям;
- критика, особенно негативная, запрещена для всех участников. Этот принцип отделяет выработку идей от оценки и должен повысить продуктивность и мотивацию участников.
- запрещается зачитывать подготовленные решения.
Метод 635
Понятие и область применения
Метод 635 является особой формой «мозгового штурма», при которой выражение творческого потенциала участников происходит в письменной форме. Данный метод был разработан Рорбахом. Метод, как и все разновидности «мозгового штурма», основывается на развитии и переплетении идей с целью повышения их качества. Метод пригоден для всех ситуаций, где решение должно иметь инновативный характер и принимается коллективно.