Очень важно подчеркнуть здесь, что пленник, не имеющий никаких надежд на выкуп кем-либо из свонх близких, может отработать сумму выкупа, после чего отпускается на свободу.
Плен в качестве источника рабства имеет несомненную тенденцию к сокращению. Тем не менее выкуп пленного кем-либо со стороны или же путем отработки пленником известной суммы, повидимому, был делом ие легким, н весьма вероятно, что масса пленников переходила из рук в руки в качестве товара чаще, чем отпускалась за выкуп на свободу.
Здесь важно, однако, отметить самый принцип, который едва ли был возможен в античном обществе.
Необходимо также обратить самое серьезное внимание и на другую сторону дела. Пленник либо отпускается за известное вознаграждение на волю, либо продается чаще всего за границу, т. е. и в первом и во втором случае он рассматривается не столько как рабочая сила, необходимая на Руси, сколько как ценный товар, на который имеется спрос в некоторых странах зарубежных.
Еслн античные общества стремились сосредоточить у себя возможно большее количество рабов в качестве рабочей силы, если для античных обществ таким путем разрешался вопрос о воспроизводстве рабочей силы, то здесь мы имеем обратный процесс — не концентрацию рабов, а их распыление.
|
|
Этими сопоставлениями русских рабов с античными рабами я отнюдь не собираюсь умалить роль раба в древнерусском обществе как рабочей силы. Я хочу лишь показать, что место его в производстве на Русн IX—XI веков было иным, чем в антнч: ных рабовладельческих обществах.
Мы имеем сведения о том, что в XI веке пленных сажали на землю и превращали их, очевидно, в крепостных. По крайней мере трудно иначе понять следующее место Лаврентьевской летописи под 1031 г.: «Ярослав и Мьстислав собраста вой мног, идоста на ляхы, и заяста грады червенскыя опять, и повоеваста Лядьскую землю, и многы ляхы прнведоста, н разделивша я; Ярослав посади своя по Роси, и суть до сего дне»2.
Жнлн они, конечно, в дни летописца в сеоих дворах и на своих участках со своими семьями. Если бы у них не было се-
1 Новгородская I летопись, стр. 478—479; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, стр. В01,
! Лаврентьевская, Ипатьевская и Никоновская летописи, 1031 г.
мейства, если бы они жили в казармах и работали в кандалах,' то о посаженных в 1031 г. (уже в среднем возрасте) никак нельзя было бы сказать 80—90 лет спустя «суть до сего дне». О наличии семейств у холопов, как это отметил уже С. В. Юшков, говорят и купчая Антония Римлянина и вкладная Варлаама Хутынского («Тудор с женою и с детьми одерень, Волос с женою н с детьми одерень») \
Пространная «Правда» в своем перечне источников рабства пропускает плен. Она говорит, что «холопство обельное трое: 1) оже кто купить хотя н до полугривны, а послухы поставить, а ногату дасть пред самим холопомь, а не без иего; 2) а другое холопстео; поиметь робу без ряду, поиметь ли с рядом, то како ся будеть ряднл, на том же и стоить; 3) а се третье холопьство: тиуньстЕо без ряду или привяжеть ключь к собе, с рядом ли, ю како ся будеть ряднл, на том же стоить» (ст. 110 Троицкого IV списка).
|
|
Совершенно ясно, что институт холопства взят под контроль государственной власти. Нетрудно подметить и курс государственной политики в данном вопросе. Нельзя не обратить внимания на то, что «Русская Прайда», указывая иа три источника обельного холопства, тут же рекомендует способ, каким /ложно уберечься от опасности попасть в категорию рабов: если при продаже раба не было послухов нли продаваемый ре видел, что за него платили деньги, он не холоп; при вступлении в брак с рабыней нли прн поступлении на определенную работу к хозяину стоит заключить договор, и угроза холопства аннулирована.
Непосредственно вслед за ст. 110, определяющей источники обельного холопства и указывающей свободному человеку средства избежать превращения е холопа, идет ст. 111, являющаяся прямым продолжением мысли законодателя о сокращении источников рабства. «А в даче (е Карамзииском списке: «А вдач») не холоп и нн по хлебе работять (е Карамзииском списке: «шши по хлебе роботять»), ин по придатце; но оже не доходять года, то ворочати ему милость; отходить ли, то не виноват есть». Весьма вероятно, что именно грозные события 1113 г. понудили правительство пойти на уступки восставшей массе н еключить в «ПраЕду» эту статью. Она интересна тем, что показывает нам как аппетиты холопоЕладельцев, так и курс политики Еласти по отношению к холопству. Закон запрещает за данный в долг хлеб или за проценты превращать бедного человека е раба и рекомендует отработку долга.
Весь этот устав о холопах составлен с явным стремлением не допустить дальнейшего разрастания рабства. Это, несомненно* говорит о том, что холопы не были главной рабочей силон в хозяйстве князей, бояр и церкви.
Супружеские отношения в качестве источника рабства известны древнерусскому обществу, но и они говорят о том, что у раба может быть семья и что далеко не обязательно превращение е рабов обоих супругов, если один из них свободный. Б холопа превращается свободный челоиек только в том случае, еслн он «поиметь робу без ряду», «поиметь ли с рядом, то како ся будеть рядил, на том же и стоить»1. Повидимому, последний случай не был редкостью. В «Законе Судном лвдем», которым, несомненно, пользовались и у нас на Руси, помещено особое правило для тех, кто «работает из робы». Там сказано: «Тако иже работаеть из робы, свещаеть цену его пред послухы (это и есть ряд. — Б. Г.), да отпущается»2, т. е. можно по договору с~господином рабынн отработать за нее определенную перед послухами сумму. Дети от рабыни после смерти свободного отца (вероятно, самого господина) получают свободу вместе с матерью, хотя отцу и не наследуют5.
Нужно сказать, что положение детей, прижнтых свободными с рабыней, не всегда многим отличалось от детей, рожденных от свободной матери. Об этом как будто говорит нам известное место Новгородской летопнси под 970 г., где рассказывается, как в Киев «приидоша людие новгородьстеи, просяще князя собе». «Аще не пойдет к нам, — говорили оии князю Святославу, — то мы налезем собе князя». Святослав высказал некоторое сомнение: «да аще бы кто шел к вам». Тогда Добрыня посоветовал им просить Владимира, который, по его мнению, должен был быть несколько сговорчивее, так как был «от Малущи, ключиице Олзине». Оиа приходилась родной сестрой Добрыие, а отец их был Малк Любечанин. Добрыня, стало быть, приходился родным дядей Владимиру. Владимир согласился: «И пояща новго- родци Володимира к собе; и поиде Володимер с Добрынею, уем своим, к Новуграду»4. Как видим, происхождение Владимира от ключницы-рабыин (это видно из дальнейшего) не помешало ему пользоваться такими же правами, как и его братьям от свободных матерей. Уколола его рабским происхождением Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода, когда Владимир изъявил желание на ней жениться. «Не хочу розути робичича», — сказала она, что, правда, ие остановило Владимира, а лишь вынудило его прибегнуть к насилию, однако подчеркнуло и другую сторону дела: гордая Рогнеда, несомненно, знала, что происхождение от рабыни не может не наложить некоторую тень на человека вообще и, в частности, на нежеланного для нее претендента на ее руку.
|
|
В договоре Новгорода с немцами 1195 г. честь рабыни оберегается особой статьей: «Оже кто робу повержьть насильем, а не соромить, то за обиду гривна, паки ли соромить, собе свободна» Ч Раба, имеющая детей от свободного, после его смерти делается свободной со своими детьми
Как будто и супружеские отношения свободных и рабов не имеют аналогии, по крайней мере в римском рабовладельческом обществе.
Неисполнение обязательств по древнерусскому праву как будто не ведет к рабству. Правда, некоторые исследователи с этим положением не согласны. М. А. Дьяконое считает, что торговая несостоятельность в уплате долга, происшедшая по Енне торговца (пьянство, расточительность), ставила его в полную зависимость от усмотрения кредиторов: «ждуть ли ему, а своя им воля, продадять лн, а сбоя им воля» (Троицкий IV список, ст. 54). В следующей статье идет речь вообще о задолженности («Аже кто многим должен будеть»), последствием которой также является продажа должника на торгу (Троицкий IV список, ст. 55)8. Но едва лн это не недоразумение. В. «Русской Правде», в ст. 55 (Троицкий IV список) говорится: «Аже кто многим должен будет», то е случае нежелания или невозможности расплатиться с кредиторами, «вести и на торг и продати же и отдати же первое гостеви куны, а домачьным, что ся останеть кун, тем же ся поделять; пакы ли будутькняжи куны, то княжа куны преже взяти, а прок в дел». То же и в предыдущей статье: «Иже который купец, шед где любо с чюжими кунами истопиться, любо рать возметь или огнь, то не насилити ему, ни продати его...: оже лн пропьеться нли пробьется, а в безумье чюж тоЕар потравить, то како любо тем, чни то куны, ждуть ли ему, продадять ли его, своя им воля».
|
|
М. А. Дьяконов понимает термин «продать» в буквальном смысле продажи личности обанкротившегося купца в рабство. Однако с этим согласиться трудно уже по одному тому, что от продажи купца в рабство едва ли можно было получить столь значительную сумму, чтобы хватило расплатиться с кредиторами, среди которых имеется даже князь. Средняя цена раба, по «РусскойПравде»,—рублей 35 на деньги середины XIX иека4. Едва ли кто-либо захотел бы переплачивать за него только потому, что это бывший купец. Наконец, нам известно, что грозило обанкротившемуся купцу в XII веке. Здесь уместно напомнить, что, согласно церковному уставу киязя Всеволода (1125—1136), обанкротившийся купец превращается не в раба, а в изгоя («изгои трои: попов сыи грамоте не умееть, холоп ис холопьстЕа выкупится, купець одолжаеть»)[220] и то не непосредственно, механически, а ввиду необходимости устраивать по-новому сбою жизнь.
Термин «продать» гораздо проще объяснить нначе—именно так, как его понимали современники. В договоре Игоря 944 г. мы имеем прекрасное и совершенно ясное объяснение: «Ци аще ударить мечем или копнем или кацемь любо оружиемь русин гречииа или гречин русина, да того деля греха заплатить серебра литр 5 по закону русьскому; аще ли есть неимовит (несостоятелен.—Б. Г.), да како можеть, втоликоже продай будеть, ако да и порты, е нихже ходить, да и то с него снятн, а опроче да иа роту ходить по своей иере, яко не имея ничьтоже, ти тако пущен будет»[221]. То же мы имеем и в Двинской Уставной грамоте 1397 г., построенной на основе «Русской Правды»: «А кто у кого что познает татебное, и он с себя сведет до десяти изводов, нолны до чеклоготатя; и оттого наместником и дворяном не взяти ничего; а татя впервые продати противу поличного; а вдругие уличат, продадут его не жалуя, а уличат втретьие, ино повесити»[222]. И здесь продают не самого татя, а его имущество": за первую кражу —в размере украденного, за вторую—продается все его имущество, за третью — он подвергается смертной казни.
Есть, однако, основание предполагать, что параллельно с этой узаконенной государственной властью практикой жила и другая тенденция, менее выгодная для несостоятельного должника. На нее намекает проект договора с немцами 1269 г., где немцы пытались вставить условие об обращении в раба несостоятельного должника с женою и детьми [223]. Намек на наличие подобной тенденции можно Еидеть е ст. 111 Пространной «Правды», где запрещается превращать в раба должника.
Для продажи в рабство «Русская Правда» знает другой, более точный термин: «продать обель» («продаст ли господин закупа обель» — Троицкий IV список, ст. 61). И как будто для того, чтобы у нас не осталось никакого сомнения относительно того, что долг не превращает свободного человека в раба, е особом отделе «Русской Правды» (Троицкий IV список, ст. Ill), посвященном вопросу о холопстЕе, после определения трех источников холопстеэ (купля, женитьба без ряду на рабе и поступление без ряду в тиуны или ключники) помещается специальная статья: «А вдач не холоп и ни по хлебе работят ни по прндатце; но оже не доходят года, то Еорочатн ему милость, отходит ли, то не виноват есть», т. е. за «ссуду» деньгами или хлебом илн за проценты не обращают е рабство. «Должник» отрабатывает долг в известный срок. Если он не отработает этого срока, то должен возвратить долг. Едва ли, впрочем, тут мы имеем обычную ссуду. Вероятнее предположить, что здесь говорится об особой форме феодальной зависимости, в некоторых отношениях напоминающей едобровольное холопство» или «служилую кабалу» раннего Бремени в Москве. Отчасти в сеязи с этим правилом в Карам- зииском списке «Правды» мы имеем расценку труда женки с дочерью: «О сиротьем вырядке». «А жонка с дчерью... по гривне на лето,..»1 В этой статье существенно то, что она знает переход обязательств рядовича в случае его смерти на его семью и подчеркивает возможность выхода из зависимости через отработку.
Все письменные памятники, трактующие о рабах, позволяют говорить о том, что рабство е Киевской Руси не развивается, не растет, а идет на убыль.
Но так как мы прекрасно знаем, что хозяйство Киевской Руси прогрессировало, то сокращение рабства можно понимать только в том смысле, что взамен рабов вырастали иные кадры рабочей силы, обслуживавшие князей, бояр, церковь. Эти кадры, как мы увидим, пополнялись прежде Есего смердами, попадавшими в зависимость путем внеэкономического принуждения; за нимн следовали категории сельского населения, попадавшие в зависимое положение вследствие сиоей бедности и невозможности вести свое собственное хозяйство.
Интересно отметить факт, пока еще очень мало обследованный, что церковь, лучший хозяин во всех странах Европы и в Византии, владевшая рабами и пользовавшаяся нми, отказывается от рабского труда первой.
В средневековой Руси известны церковные рабы: епископские холопы в Новгороде, рабы Киево-Печерского монастыря, рабы Хутынского монастыря2. «Русская Правда» знает чернеческих рабов. В «Правосудии Митрополичьем», где упоминается челядин полный, вероятно, тоже разумеется церковный раб. В дальнейшем во всяком случае мы рабов в церкви уже ие встре.- чаем. Церковь начинает пользоваться трудом крепостных.
■ Так постепенно меняется состав челяди. С русским холопом происходит то же, что и со средневековым рабом (servus) во Есей Западной Европе. Термин продолжает жить в течение всех средних веков, но содержание его, естественно, меняется, Серв в средневековой Европе — не раб, а крепостной. Перемена в семантике слова обусловлена переменами в хозяйственном и правовом положении серЕа.
Рабов на Русн делается все меньше и меньше, по крайней мере в тех хозяйствах, которые умели во-Еремя приспособляться к требованиям жизии.
Раб в древней Руси, как и в любой другой стране, конечно, имеет свою историю. Мы, к сожалению, не можем проследить ее начала. Мы не знаем конкретно,.что представляет собой раб VII—VIII веков, но мы зиаем, что он играл тогда в производстве серьезную роль, что именно он помог своему господину овладеть более прогрессивным трудом крестьянина.
Древнейшая «Русская Правда», отражающая общественные отношения приблизительно VIII—IX Ееков, говорит о рабах немного, потому что сюжет был слишком хорошо известен и, ие возбуждая больших споров, не требовал специальных разъяснений. Нетрудно подметить, однако, н в этой древнейшей «Правде» несколько разновременных слоев: е более древней части раб скрыт под общим именем «челядь», в более поздней — ои известен под термином «холоп».
О беглом челяднне эта древнейшая часть «Правды» заговорила по особому поводу. Оиа имеет в виду случай бегства челя- днна и укрывания его у иаряга или колбяга. Весьма возможно, что мы тут имеем распространение обычной нормы на специальный казус (на варягов н колбягов). Но этот случай дает нам для познания правовой и хозяйственной сущности раба очень мало. Мы узнаем только о том, что государство оберегает интересы господствующих классов и защищает их право и на рабов. Ст. 16 той же «Правды» устанавливает процедуру разыскания укра-, денного или беглого раба и дает понять, что раб имеет свою цену, что его покупают и продают.
Ст. 17 той же «Правды», несомненно, более поздняя. Тут и терминология иная. Статья говорит о холопе, ударившем свободного мужа и укрывшемся в усадьбе своего господина. Статья наводит на ряд предположений: 1) очевидно, участились случаи избиения свободных людей холопами, если закон об этом заговорил специально; 2) господин холопа в таком случае не лишается его, но платит за него штраф в 12 гриЕен; господская усадьба достаточно крепка, и господин достаточно силен, чтобы укрыть у себя холопа, которого обиженный свободный человек, несомненно, нщет; 3) если обиженному удастся поймать обидчйка- холопа, обиженный имеет право его «бить».
Вопрос о холопстве приобретает с течением времени и в связи с меняющейся обстановкой большую остроту. Жизнь требует вмешательства закона по отдельным возникающим в процессе эволюции общественных отношений случаям.
«Правда» Ярославичей имеет свою специфику. Она касается внутренних отношений в княжеской вотчине н, раскрывая перед нами ее организацию, естественно, показывает нам место холопов и роль их в княжеском домене и тем самым ео есяком крупном хозяйстве. Бросается е глаза факт, что часть административного аппарата княжеской вотчины — холопы. Несомненно, холопы: старосты сельский и ратайиый, кормилица (о ней и сказано «роба»), «кормиличиц». Их необходимо считать рабами, потому что за их убийство взимается не вира, а урок и продажа в 12 гри- Еен: «А в холопе и в робе виры нетуть; но оже будеть без вины убиен, то за холоп урок платити или за робу, а князю 12 гривен продаже»[224]. Такое разъяснение дает устав Владимира Мономаха, более поздний, чем «Правда» Ярославичей, но Еполне допустимо, что это правило действовало и до Мономаха. Очень хорошо понимаю, как опасно делать выводы на основании штрафной сетки, но позволяю себе прибегнуть к этому приему только потому, что между данными «Правды» Ярославичей и законом Владимира Мономаха имеется убедительное и подкупающее соответствие.
За убийство княжеского тиуна и старого конюха взыскивается вира, даже в двойном размере. Стало быть, это либо не холопы, либо не Есегда холопы, либо холопы, еысоко поднявшиеся по социальной лестнице.
В составе рабочей части населения вотчины рядом со смердом (крестьянином) и рядовичем (работающим по договору) стонт н холоп[225]. Как правильно заметил С. В. Юшкое, это сближение смерда с холопом есть результат успехоЕ феодализации общества (феодально зависимые группы крестьянства эксплуатировались в феодальной сеньерии наряду и вместе с холопами)[226]. Холоп начинает приобретать характер средневекового серва; зависимый крестьянин, все больше теряя свои права, приближается к серву.
Пространная «Правда» уделяет холопству очень много внимания. Если е древнейшей «ПраЕде» челяди н холопу посвящено три статьи, в «Правде» Ярославичей собственно холопу — три и две статьи — старостам и кормильцам, которых мы как будто тоже имеем основание причислить к холопам, то в Пространной «Правде» их 19 плюс две статьи о ремесленниках н кормильцах, как будто тоже холопах. Уже это количественное увеличение статей о холопстве заслуживает внимания; на эту сторону дела н указал А. И. Яковлев[227].
Наибольший интерес представляют статьи, написанные после совещания, созванного Владимиром Мономахом, так как они, как мы уже видели, вносят в жизнь холопоз много нового. Кроме статей, уже рассмотренных выше, об источниках холопства, где явно обнаруживается намерение законодателя сузить круг этих источников и сделать нх менее опасными для людей свободных, мы можем наблюдать и расширение правоспособности и судебной дееспособности холопов.
Мы видим здесь холопа торгующим по полномочию своего господина, вступающим в денежные обязательства[228], выступающим на суде в качестве послуха[229], имеющим собственность.
Очень важно отметить и условия, помещенные русской стороной в договоре с немцами 1195 г., документе, созданном 80 лет спустя после Устава Мономаха о холопах. Это условие о защите чести рабыни: за покушение на изнасилование установлен штраф, изнасилованная рабыня получает свободу.
Перед нами дальнейшая эволюция холопьего права. Холопство на наших глазах теряет прежние суровые черты и приближается к состоянию крепостничества.
Эти выводы покоятся на понимании «Русской Правды» как кодекса, созданного не для фиксации уже действующего Прага, а для введения в жизнь назревших новых норм, либо совсем, лнбо частично отменяющих старину.
В самом деле, зачем было собирать совещания «по Ярославе» и «по Святополце», если тут речь шла только о записи всем хорошо известного обычая? В самой «Правде» совсем ясно гово- ■рится о том, что дети Ярослава отменили некоторые законы, действовавшие при их отце[230], что Владимир Мономах отменил законы своего предшественника Святополка и заменил их новыми [231]. Только признав именно эту точку зрения на наши законодательные сборники правильной, на чем я настаиваю уже давномы сможем наблюдать и в «Русской Прайде» отдельные этапы в развитии общественных отношений на Руси.
Не остается места для сомнений в том, что «киевский период» нашей истории IX—XII векоЕ — это период изживания рабства, период роста и укрепления феодальных отношений. Патриархальное домашнее рабство, прекрасно известное славянскому обществу, хотя и продолжало существовать.при дальнейшем развитии феодальных отношений, но все больше и больше теряло свое значение.
Значительное количество рабой в этот период истории Руси не должно нас смущать. Рабство уже стало обнаруживать явную тенденцию к исчезновению. Несколько дольше оно продержалось в боярских и княжеских вотчинах, дожив здесь как явление массовое приблизительно до конца XV Еека, когда и эти архаически организованные хозяйства стали яено стремиться к освобождению от рабов, былого источника своей силы н могущества, теперь превратившегося е свою противоположность и ставшего несомненной причиной нх слабости. На наших глазах рабство, таким образом, завершает диалектический цнкл своего развития Но в IX—XII веках оно еще не дошло до своего естественного конца, оно еще продолжает существовать в недрах успешно развивающегося феодального общества.
В связи с процессом феодализации и крестьянская община претерпевала заметные изменения. Рост имущественного неравенства разлагал ее изнутри, заставлял обедневших членов общин искать прибежища у богатых землевладельцев, а с другой стороны, развитие феодального крупного землевладения ставило под удар независимость целых общин. В таких случаях крестьяне-общииники, даже и не лишенные средств производства, стали вместе со своей землей переходить под власть крупных собственников. Многие из недавних полноправных членов общины, обязанные барщиной своим новым господам, Еьшуждены былн становиться в ряды барской челяди; онн не смешивались окончательно с рабами, но в значительной степени, по крайней мере е глазах своих господ, нм уподоблялись. Именно об этом периоде раннего крепостничества Энгельс говорил, что оно носило в себе еще много черт древнего рабства.
«Русская Правда» сохранила для нас ценнейшие указания' на этот.период существования общества и позволяет нам изучить этот интереснейший процесс, по крайней мере е осноеных его проявлениях.
Сейчас мы переходим к изучению не-рабских элементов челяди.
Рядовичи
Мое понимание термина «рядович», поскольку оно идет Ераз- рез со значительной частью предшествующей научной трактовки этого предмета, нуждается в серьезном обосновании.
Я не буду разбирать всю литературу Еопроса, но попытаюсь привести мнения, особенно интересные или принадлежащие ученым, авторитет которых до сих пор мало оспаривается.
У Сергеевича о рядовичах два мнения. Он считает рядовича упоминаемого в «Русской Правде», «рядовым» рабом иа том основании, что «ценят его в 5 гривен, а это цена ооыкновеяного раба». Он же допускает, что рядович — не всегда раб. «Рядович — есякий, по ряду (договору) у кого-либо живущий»[232]. Мрочек- Дроздовский видит в рядовиче несвободного приказчика. Это несвободные подключники в княжеских, боярских или иных владельческих имениях[233]. Пресняков считает рядовича низшим агентом хозяйственного или административного управления и в доказательство приводит известный текст из Даниила Заточника: «Тиуи бо его (князя) яко огнь трепетицею накладен, а рядовичи его яко нскры». «А сотским и рядовичем... не суднти»[234]. Леонтович признает рядовича договорником[235]. Gotz принимает толкование Сергеевича.
Для меня в данном случае не столь важны фуикцин рядовича (он, действительно, в некоторых источниках рассматривается в качестве низшего агента вотчинной администрации), сколько его социальная природа. Тут с Сергеевичем можио согласиться только наполовину. Целиком приемлемой считаю его характеристику: «рядович — всякий, по ряду у кого-либо живущий». Стало быть, это не холоп. Соображения Сергеевича, вытекающие из оценки рядовича, одинаковой с рабом, не убедительны. Тогда и смерда нужно считать рабом, потому что и его оценка равна тем же 5 гривнам [236]. Вообще исходить только из штрафной сетки, применяемой к различным группам населения для определения социального положения различных категорий населения, — неосторожно. Мы, например, очень хорошо знаем, как «Уложение» Алексея Михайловича фиксирует эту сетку: «а деловым людем и монастырским и помещиковым и вотчинниковым крестьяном и бобылем за бесчестье и за увечье учинити указ против государевых дворцовых сел крестьян», т. е. по 2 рубля. Деловые люди, т. е. холопы, здесь стоят на одной доске с крепостными крестьянами и бобылями, между тем как за «гулящего человека», т. е. свободного, кормящегося временным заработком, взимается в два раза меньше («Уложение», гл. X, ст. 94). Здесь оценка хозяйского холопа выше оценки свободного рабочего, и этим смущаться совершенно нечего.
В самой «Русской Правде» имеются данные для объяснения социальной сущности рядовича. В ст. ПО Троицкого IV списка читаем: «А холопьство обелное трое:... поиметь робу без ряду, поиметь ли с рядомь, то како ся будеть рядил, на том же стоить. А се третьее холопьство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к собе без ряду; с рядомь ли, то како ся будеть рядил, на том же стоить». Совершенно ясно, что человек, собирающийся жениться на рабе, имел полное основание предварительно заключить ряд с господином невесты. Так, повндимому, чаще всего и бывало на самом деле, как об этом, между прочим, очень ясно говорит «Закон Судный людем»: «А се иже работаеть нз робы. Тако иже работает из робы, свещаеть цеиу его пред послухы, да отпу- щается» Ч Перед послухами, очевидно, заключается ряд о цене выкупа за жену — рабу, который и погашается работой мужа рабыни. Так, повидимому, было не только в Болгарии, но и у нас. По ряду можно было поступить в ключиики илн тиуны.
Надо думать, что этими указанными двумя случаями не исчерпываются все возможные виды ряда при поступлении на службу или на работу, потому что оба эти случая приводятся «Русской Правдой» только в связи с происхождением обельного холопства н отнюдь самостоятельного сюжета не составляют. Мы имеем еще одно довольно важное подтверждение высказанного положения. Статья Карамзинского списка озаглавлена: «О снротьем вырядке», а под этим заголовком значится: «А женка с дочерию, тем страды на 12 лет, по гривне на лето, 20 грнвен и 4 гривны коунами»[237]. Если отбросить расчет иа 12 лет, примерно взятый каким-то современным «Правде» «бухгалтером» вообще для всех его вычислений («а от 20 овец и от двоу приплода на 12 лет...; а от 20 коз и от 2 приплода на 12 лет...; а от трех свииеи приплода на 12 лет...» и т. д.), и отбросить итоговые цифры, всюду сопровождающие его примерные вычисления, то получим в этой статье очень краткое и вразумительное содержание: жонка с дочерью вырабатывает по гривне на год, и работают они в целях «вырядка», т. е. для того, чтобы получить право, ухода от своего хозяина, с которым муж этих оставшихся после его смерти «сирот» заключил ряд. Это — семья рядовича.
Аналогичное положение мы имеем в «Псковской судной грамоте»: «А оу которого человека оу государя нзорник помреть в записи в покрути, а жеиа у него останется и дети не в записи... а та им покрута платить по той записи»[238]. В «Русской Правде» имеется в виду случай, когда рядович умирает и жена его отрабатывает какие-то предусмотренные рядом обязательства. «Выряд» — это аннулирование «ряда», выход из зависимого положения, созданного рядом.
Итак, рядович ни в коем случае не раб. Это, по московской терминологии, один из видов серебреничества. В хорошо всем известной грамоте середины XV века князя Михаила Андреевича Кириллову монастырю мы имеем довольно полный перечень поступающих на работу в монастырь людей: это — серебреники, половники, рядовые люди и юрьевские[239]. В грамоге разъясняется, что они могут уходить от своих господ только при условии выплаты серебра. Стало быть, это все, строго говоря, серебреники. «Рядовые люди» в этом перечне, повидимому, те же рядовичн.
Если рядович не раб, то он также и не наемный рабочий капиталистического общества. Его зависимость чисто феодальная, так как рядович через договор вступает в зависимость качественно иного характера и становится принадлежностью зависимого населения вотчины рядом с холопом, т. е. входит в состав челяди.