Оценка смещения места судна под действием систематических погрешностей измерений

Систематическими погрешностями называются такие погрешности. Которые остаются постоянными или же закономерно изменяются при многократных наблюдениях или измерениях одной и той же величины. Отличительной особенностью систематических погрешностей является их определенность по величине и знаку.

Существуют методы и приемы измерения. Которые при соответствующей обработке (например осреднении) результатов наблюдений позволяют значительно уменьшить влияние систематических погрешностей на конечный результат. Но такая методика измерений применима в береговых условиях. На мостике судна она неприемлема.

Некоторые приборы содержат устройства, предназначенные для компенсации систематических погрешностей (с ручным или автоматизированным вводом поправок).

Определение и учет систематических погрешностей – важнейшая составная часть обработки результатов измерений навигационных параметров. Однако отсутствие эталона, многообразие причин, приводящих к возникновению погрешностей, сложность условий и особенности штурманских измерений не позволяют определять систематические погрешности с требуемой точностью. В связи с этим невозможна и полная компенсация этих погрешностей путем введения поправок. Зачастую из-за погодных условий и по ряду других причин такие определения и вовсе не могут быть произведены.

Влияние неучтенных и некомпенсированных систематических погрешностей на место судна при обсервации по двум линиям положения анализируется с помощью формулы:

(15)

Здесь - линейное смещение обсервационной точки вследствие систематических погрешностей измерений м милях или кабельтовых;

- систематические погрешности измерений навигационных параметров;

- модули градиентов навигационных параметров.

Такую задачу судоводитель обычно решает, когда обнаруживаются большие невязки обсерваций при достаточной точности счисления и отсутствия промахов.

Особенности расчета величины состоит в том, что в формуле (15) угол между линиями положения должен приниматься равным углу между градиентами навигационных параметров. При этом, если то перед последним слагаемым подкоренного выражения будет знак «минус»; когда , то знак перед этим слагаемым изменяется на «плюс».

Рис. 6

Как следует из сказанного ранее, систематические погрешности и неизвестны. Поэтому, чтобы оценить возможное смещение обсервованного места судна, величинами и знаками погрешностей и надо задаваться, учитывая технические характеристики и состояние штурманских приборов. Условия, в которых определено место судна, а также опытность наблюдателя.

Линейное смещение совпадает с малой или большой диагональю параллелограмма, образуемого линиями положения при их параллельном смещении (Рис.6). Если , то отрезок совпадает малой диагональю, а при - с большой. Это относится к случаю задания погрешностей и с одинаковыми знаками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: