Технология. Кузовной участок предназначен для устранения дефектов и неисправностей кузовов, возникших в процессе эксплуатации. На кузовном участке выполняются работы, связанные с восстановлением ремонтируемого кузова, его первоначальной формы и прочности, а также с поддержанием кузова и его механизмов в технически исправном состоянии.
На участке производятся жестяницко-сварочные и арматурно-кузовные работы, в которые входят операции по разборке, сборке, правке и сварке поврежденных панелей, деталей кузова и его механизмов. На участке могут выполняться работы по ремонту радиаторов, топливных баков, а также рессор. Кроме выполнения перечисленных работ, на кузовном участке изготовляют необходимые для замены детали кузова (панели, вставки, заплаты и пр.).
Схема участка представлена на рис. 36, а перечень технологического оборудования в приложении 9. В зоне ТР могут быть выделены автомобиле-места для выполнения подготовительных операций, что способствует повышению производительности труда и пропускной способности кузовного участка.
Автомобиль на кузовной участок доставляется, как правило на колесах. Аварийные кузова могут быть доставлены на специальных тележках. В этом случае снятие кузовов производится в основном на постах ТР, оборудованных осмотровыми канавами. Жестяницкие работы заключаются в ремонте крыльев, брызговиков, капотов, облицовок радиаторов, дверей и других частей кузовов (устранение вмятин, трещин, разрывов), а также в частичном изготовлении несложных ремонтных деталей, взамен пришедших в негодность, заплат, надставок, усилительных накладок и пр.
Разборочно-сборочные работы включают в себя снятие и установку дверей, отдельных панелей или частей кузова, механизмов, стекол и других съемных деталей. Частичную разборку кузова для ремонта его деталей производят в объеме, необходимом для обеспечения качественного выполнения всех ремонтных операций.
Рис. 36. Типовая планировка кузовного и окрасочного отделений:
а — вентиляционная камера; б — обойное отделение; в — кузовной участок; г — окрасочный участок; о — краско-приготовительное отделение;
/ — верстак обойщика; 2 — стеллаж; 3 — стол закройщика; 4 — швейная машина; 5 — стенд для обивки сидений; б — тележка для сварочных баллонов; 7 — сварочный трансформатор; 8 — правочная плита; 9 — опрокидыватель для легковых автомобилей- 10 — стол газосварщика; // — стол электросварщика; 12 — металлический экран; 13 — точильный станок- 14 — установка для правки кузовов; 15 — шкаф для лаков; 16 -/7 — вискозиметр на подставке; 18 — краскомешалка; окраски и сушки; 20 — пульт управления
основное направление движения:
возможное направление движения
Характерной особенностью сборки кузовов после ремонта является то, что постановка узлов и деталей на кузов (двери, крылья, панели) связана с выполнением различных пригоночных работ. Для этой цели применяются различные наборы приспособлений и инструментов и комплект шаблонов. Правочные работы в зависимости от характера повреждений заключаются в устранении неровностей на деформированных поверхностях, а также в исправлении искажений геометрических размеров кузова (перекосов).
Сварочные работы являются неотъемлемой частью жестяницко-кузовных работ. Почти все ремонтные операции требуют применения сварки в том или ином объеме. На кузовном участке станции может применяться газовая, электродуговая и точечная сварки. Ремонт сваркой используется при следующих работах: удалении поврежденного участка; правочных работах; установке частей или новых участков кузова и дополнительных деталей (усилительных коробок, накладок, вкладышей и т. п.); заварке трещин, разрывов и пробоин с наложением или без наложения заплат в зависимости от величины и состояния поврежденной поверхности.
К арматурным работам относятся ремонт всех механизмов кузова (замков, дверных петель, стеклоподъемников и пр.), а также работы по ремонту окон и замене стекол. Отремонтированный и собранный механизм устанавливают на место с последующей регулировкой. При замене стекол используются приспособления для сборки стекол, деревянные и резиновые киянки, оправки.
Кузовной участок должен быть обеспечен необходимой документацией, в том числе технологическими картами на основные виды работ.
Техника безопасности. На кузовном участке выполняются работы взрыво- и пожароопасного характера, поэтому здесь следует особенно строго следить за соблюдением указанных мер безопасности. Основные положения этих указаний изложены ниже.
Ремонтируемые кузова и их элементы должны устанавливаться и надежно закрепляться на специальных подставках (стендах). Перед правкой крыльев.и других деталей из листовой стали их следует очищать от ржавчины металлической щеткой у щелевого местного отсоса.
Крылья и другие детали при правке следует устанавливать на специальные оправки. Запрещается править детали, находящиеся на весу. При изготовлении деталей и заплат из листовой стали, а также при вырезке поврежденных мест острые углы и края необходимо затуплять и заусенцы зачищать. При вырезке газовой сваркой поврежденных мест стенок кабины или кузова, а также при сварке запрещается придерживать заплату руками.
Переносить, править и резать детали из листового металла разрешается только в рукавицах. При работе пневматическим резаком прежде чем подать воздух необходимо установить резак в рабочее положение. Разрезать металл ножницами следует так, чтобы на краях заготовки не оставалось несрезанных заусенцев. При резке листового металла на механических ножницах запрещается подавать металл, держа руки против режущих роликов. При необходимости косого среза листовой металл следует начинать резать с той стороны, где угол между линией отреза и краем металла ближе к прямому углу.
В процессе работы обрезки металла необходимо складывать в специально отведенное место (ящики), а не разбрасывать по полу. При уборке рабочего места сметать мелкие металлические отходы (обрезки) разрешается только щеткой. Наждачный камень для выравнивания швов, насаженный на конец гибкого вала, должен иметь защитный кожух. Работать без защитного кожуха запрещается.
При совместной работе кузовщиков-жестянщиков и сварщиков и те и другие должны пользоваться защитными очками и рукавицами.
Работы, связанные с выделением вредных испарений, а также работы по зачистке деталей перед пайкой или лужением должны выполняться на рабочих местах, оборудованных панелями местной вентиляции, а не под вытяжными зонтами. Пайка и сварка тары из-под легковоспламеняющихся жидкостей должна производиться после их тщательной обработки.
При ремонте тары из-под горючих жидкостей и топливных баков необходимо предварительно промывать их горячей водой, пропаривать острым паром, снова промыть раствором каустической соды и просушить горячим воздухом до полного удаления следов хранившихся в них жидкостей. Заварку или пайку нужно производить при открытых пробках. Разрешается выполнять заварку, предварительно заполнив тару горячей водой или инертным газом (азотом, отработавшими газами).