Кузовной участок

Технология. Кузовной участок предназначен для устранения де­фектов и неисправностей кузовов, возникших в процессе эксплуа­тации. На кузовном участке выполняются работы, связанные с восстановлением ремонтируемого кузова, его первоначальной формы и прочности, а также с поддержанием кузова и его меха­низмов в технически исправном состоянии.

На участке производятся жестяницко-сварочные и арматурно-кузовные работы, в которые входят операции по разборке, сборке, правке и сварке поврежденных панелей, деталей кузова и его ме­ханизмов. На участке могут выполняться работы по ремонту ра­диаторов, топливных баков, а также рессор. Кроме выполнения перечисленных работ, на кузовном участке изготовляют необходи­мые для замены детали кузова (панели, вставки, заплаты и пр.).

Схема участка представлена на рис. 36, а перечень технологического оборудования в приложении 9. В зоне ТР могут быть выделены автомобиле-места для выполнения подготовительных опе­раций, что способствует повышению производительности труда и пропускной способности кузовного участка.

Автомобиль на кузовной участок доставляется, как правило на колесах. Аварийные кузова могут быть доставлены на специаль­ных тележках. В этом случае снятие кузовов производится в ос­новном на постах ТР, оборудованных осмотровыми канавами. Жес­тяницкие работы заключаются в ремонте крыльев, брызговиков, капотов, облицовок радиаторов, дверей и других частей кузовов (устранение вмятин, трещин, разрывов), а также в частичном из­готовлении несложных ремонтных деталей, взамен пришедших в негодность, заплат, надставок, усилительных накладок и пр.

Разборочно-сборочные работы включают в себя снятие и уста­новку дверей, отдельных панелей или частей кузова, механизмов, стекол и других съемных деталей. Частичную разборку кузова для ремонта его деталей производят в объеме, необходимом для обес­печения качественного выполнения всех ремонтных операций.

Рис. 36. Типовая планировка кузовного и окрасочного отделений:

а — вентиляционная камера; б — обойное отделение; в — кузовной участок; г — окрасочный участок; о — краско-приготовительное отделение;

/ — верстак обойщика; 2 — стеллаж; 3 — стол закройщика; 4 — швейная машина; 5 — стенд для обивки сидений; б — тележка для сварочных баллонов; 7 — сварочный трансформатор; 8 — правочная плита; 9 — опрокидыватель для легковых автомобилей- 10 — стол газосвар­щика; // — стол электросварщика; 12 — металлический экран; 13 — точильный станок- 14 — установка для правки кузовов; 15 — шкаф для лаков; 16 -/7 — вискозиметр на подставке; 18 — краскомешалка; окраски и сушки; 20 — пульт управления

основное направление движения:

возможное направление движения

Характерной особенностью сборки кузовов после ремонта явля­ется то, что постановка узлов и деталей на кузов (двери, крылья, панели) связана с выполнением различных пригоночных работ. Для этой цели применяются различные наборы приспособлений и инст­рументов и комплект шаблонов. Правочные работы в зависимости от характера повреждений заключаются в устранении неровностей на деформированных поверхностях, а также в исправлении иска­жений геометрических размеров кузова (перекосов).

Сварочные работы являются неотъемлемой частью жестяницко-кузовных работ. Почти все ремонтные операции требуют при­менения сварки в том или ином объеме. На кузовном участке стан­ции может применяться газовая, электродуговая и точечная свар­ки. Ремонт сваркой используется при следующих работах: удалении поврежденного участка; правочных работах; установке частей или новых участков кузова и дополнительных деталей (усилительных коробок, накладок, вкладышей и т. п.); заварке трещин, разрывов и пробоин с наложением или без наложения заплат в зависимости от величины и состояния поврежденной поверхности.

К арматурным работам относятся ремонт всех механизмов кузо­ва (замков, дверных петель, стеклоподъемников и пр.), а также работы по ремонту окон и замене стекол. Отремонтированный и собранный механизм устанавливают на место с последующей ре­гулировкой. При замене стекол используются приспособления для сборки стекол, деревянные и резиновые киянки, оправки.

Кузовной участок должен быть обеспечен необходимой докумен­тацией, в том числе технологическими картами на основные виды работ.

Техника безопасности. На кузовном участке выполняются ра­боты взрыво- и пожароопасного характера, поэтому здесь сле­дует особенно строго следить за соблюдением указанных мер без­опасности. Основные положения этих указаний изложены ниже.

Ремонтируемые кузова и их элементы должны устанавливать­ся и надежно закрепляться на специальных подставках (стендах). Перед правкой крыльев.и других деталей из листовой стали их следует очищать от ржавчины металлической щеткой у щелевого местного отсоса.

Крылья и другие детали при правке следует устанавливать на специальные оправки. Запрещается править детали, находящиеся на весу. При изготовлении деталей и заплат из листовой стали, а также при вырезке поврежденных мест острые углы и края необ­ходимо затуплять и заусенцы зачищать. При вырезке газовой свар­кой поврежденных мест стенок кабины или кузова, а также при сварке запрещается придерживать заплату руками.

Переносить, править и резать детали из листового металла раз­решается только в рукавицах. При работе пневматическим резаком прежде чем подать воздух необходимо установить резак в рабочее положение. Разрезать металл ножницами следует так, чтобы на краях заготовки не оставалось несрезанных заусенцев. При резке листового металла на механических ножницах запрещается подавать металл, держа руки против режущих роликов. При необходимости косого среза листовой металл следует начи­нать резать с той стороны, где угол между линией отреза и краем металла ближе к прямому углу.

В процессе работы обрезки металла необходимо складывать в специально отведенное место (ящики), а не разбрасывать по полу. При уборке рабочего места сметать мелкие металлические отхо­ды (обрезки) разрешается только щеткой. Наждачный камень для выравнивания швов, насаженный на конец гибкого вала, должен иметь защитный кожух. Работать без защитного кожуха запре­щается.

При совместной работе кузовщиков-жестянщиков и сварщиков и те и другие должны пользоваться защитными очками и рукави­цами.

Работы, связанные с выделением вредных испарений, а также работы по зачистке деталей перед пайкой или лужением должны выполняться на рабочих местах, оборудованных панелями местной вентиляции, а не под вытяжными зонтами. Пайка и сварка тары из-под легковоспламеняющихся жидкостей должна производиться после их тщательной обработки.

При ремонте тары из-под горючих жидкостей и топливных ба­ков необходимо предварительно промывать их горячей водой, про­паривать острым паром, снова промыть раствором каустической со­ды и просушить горячим воздухом до полного удаления следов хра­нившихся в них жидкостей. Заварку или пайку нужно произво­дить при открытых пробках. Разрешается выполнять заварку, предварительно заполнив тару горячей водой или инертным газом (азотом, отработавшими газами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: