Универсалии культуры и особенности их классификации

В мировом масштабе культурное наследие выражают именно культурные универсалии. В современной культурологии существует несколько классификаций универсалий культуры. К культурным универсалиям относится язык, совместный труд, сексуальные запреты, мифы, танцы, обычаи гостеприимства и т.п. Американские антропологии выделяют более семидесяти универсалий, общих для всех культур. Среди них выделяются: возрастная градация, календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи, кооперация труда, декоративное искусство, семья, медицина, число, личностное имя, карательные санкции и т.д. Некоторые культурологи в основу классификации универсалий кладут нравственные ценности. Существует классификация, в которой разделяются универсалии культуры и универсалии цивилизации.

Но для того, чтобы классифицировать универсалии, необходимо понять их сущность и роль в процессе функционирования культуры. Для этого следует обратиться к структурным компонентам сложной системы культуры, посредством которых она направляет, координирует и регулирует деятельность людей. К таким компонентам культуры, отражающим все многообразие ее проявлений в жизни человеческого общества, относится:

-знаково-символические;

-ценностно-познавательные;

-синтетические.

Среди всех элементов культуры наиболее важным является знаково-символический, или познавательный компонент. Он зафиксирован, прежде всего, в языке. Соответственно, язык и является важной культурной универсалией.

Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Люди в процессе воспитания и образования, то есть, социализации, усваивают значение этих знаков и символов, что позволяет понимать смысл сказанного и написанного. Язык, являясь важнейшим элементом культуры, выступает объективной формой аккумуляции, хранения и передачи информации человеческого опыта от одного поколения к другому поколению. Язык – основной носитель культуры, поэтому рост словаря человека может служить, в определенной мере, показателем повышения его культурного статуса. Язык – самый национальный элемент культуры и, в то же время, самая главная культурная универсалия.

Существуют исторически сложившиеся разновидности языка:

-национальные языки – украинский, русский, английский, латинский и др, которые отражают социокультурную специфику данной общности, характер ее общения, представление о символах, заложенных в языковой культуре;

- разновидности естественного языка – литературный язык, диалекты, мертвый язык (латынь);

-искусственные языки – язык программирования, язык жестов для глухонемых, эсперанто;

- специфические языковые знаковые системы – язык искусства, язык математики, язык тела.

Важным системообразующим компонентом культуры является ценностно-познавательный.

Ценность – это такое свойство предмета или явления, которое отражает степень важности этого предмета для удовлетворения потребностей, желаний и интересов. В систему ценностей индивида, группы, общества в целом входят разнообразные ценности:

- смыслообразующие, формирующие представление о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни и т.п.;

- витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, семья, образование и т.д.;

- общественного признания – трудолюбие, социальный статус, социальное положение и т.п.;

- межличностного общения – честность, доброжелательность, бескорыстие и т.п.;

- демократические – свобода слова, совести, национальный суверенитет.

Такие ценности есть во всех культурах, потому что те культуры, в которых подобных ценностей не было бы, не смогли бы сохранить свое существование в течении сколько – нибудь длительного времени. И поэтому они являются универсальными.

Ценностные отношения выступают важнейшим и необходимым условием формирования ценностных ориентаций, которые выражаются в ценностных установках. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической практике и передаются из поколения в поколения посредством воспитания. Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность.

Осознание индивидуумами содержания ценностных установок образует мотив их деятельности – своеобразный фактор, который ведет к превращению установок в активную деятельность.

Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер, выступает в качестве цели. Цель деятельности идеально субъекта культуры отражает осознание и стремление преобразовать, облагородить окружающей мир, приспособить его к своим потребностям.

Из многообразия конечных целей выделяется наиболее значимая, высшая, которая определяется понятием «идеал». Возникновение идеала как целеполагающая способность человеческого сознания и принадлежит к формам опережающего отражения действительности. С одной стороны, идеал отражают наиболее важные и значимые стороны общественной практики определенных социальных групп, а также возможных тенденций их развития, совершенствования. С другой стороны, они выступают в качестве главной оценочной категории, определяющей сознательные стимулы, доминирующий мотив деятельности. И в этом отношении идеал является универсалией культуры.

Ценностные отношения обретают самостоятельное существование в виде социальных норм. Социальные нормы – это исторически сложившиеся требования к организации определенной деятельности и отношениям индивидов, групп, общественных институтов. Нормы являются следствием устойчивой и повторяющейся оценки. Они – средство, те звенья, которые сближают наиболее ценностно значимое, необходимое, должное с жизнью, практической необходимость и, таким образом, обладают универсальностью.

Еще одним важным компонентом культуры является синтетический элемент, который проявляется в общественной жизни в виде образцов поведения, таких, как традиции, обычаи, обряды, ритуалы, нравы и законы.

Традиции (от лат. tradition – передача, преемство) – это механизм передачи элементов социального и культурного наследия; наиболее устойчивые формы действий и отношений, передающихся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе и социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием жизнедеятельности всех социальных объектов.

Обычаи – это неписанные правила поведения, отражающие стиль жизни народа, его отношение к природе, человеку, обществу, сфере священного. Это – воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе и являются привычными для его членов. Например, способы приготовления пищи, одежды, манеры поведения, осуществление различных обрядов (свадьбы, похороны и пр.), система воспитания детей.

Обряды представляют собой совокупность стереотипных групповых действий, имеющих символическую форму и воплощающих в себе социальные идеи и представления, нормы и ценности. Сила обряда коренится в его эмоционально-психологическом воздействии на людей, так как обряды вызывают определенные коллективные чувства. Например, обряд крещения, присяга, обряд «посвящения в студенты».

Церемония – это определенная последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) знаменательных событий, дат или чествованию людей. Коронование – яркий пример важной для монархического общества церемонии. Обряды и церемонии состоят из разнообразных ритуалов.

Ритуал – это набор стилизованных и четко распланированных жестов и слов, которые зачастую исполняются лицами, специально избранными и подготовленными для этого. Ритуалы широко распространены в религиозной, политической и даже бытовой жизни. Например, ритуал приветствия.

Нравы – это обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те бытующие в данном обществе формы поведения людей, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. Например, отношение в обществе к инвалидам и старикам.

Особой формой нравов является табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-то действие, слово, предмет. В современном обществе табу накладываются, например, на кровосмешание, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.

Разновидностью нравов являются законы, - нормы поведения, оформленные парламентским или правительственными документами. Существуют также нравственные (неписанные) законы. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности – жизнь, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.

Особым синтетическим элементом культуры является техника, а в широком смысле – материальная составляющая культуры. Уровень техники отражает уровень цивилизации, способности и творческий гений народа, общества. Каждая культура имеет в своем арсенале целую систему технических навыков, технологий, технических средств.

Таким образом, каждый народ, каждая национальная культура, базируется на вышеприведенных основополагающих компонентах, которые и являются универсалиями культуры.

Вопросы к самостоятельной работе.

1.Как соотносится национальное и интернациональное в культуре?

2. Что такое культурные универсалии и какие принципы их классификации существую?

3. Знаково-символический, или познавательный компонент как универсалия культуры.

4. Ценностно-познавательный компонент как универсалия культуры.

5. Синтетический элемент компонент как универсалия культуры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: