Феномен «массовой» культуры

Массовая культура – это комплекс духовных ценностей, связанных с развитием научно-технического прогресса и способов коммуникации Единой трактовки понятия «массовая культура» как социокультурного феномена, на сегодняшний день не существует. Но все имеющиеся определения исходят из того, что основными причинами возникновения массовой культуры следует считать высокий уровень индустриального развития общества, достижения науки и техники, расширения способов коммуникации и т.п.

Наибольший ее размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Массовая культура ориентируется, главным образом, на усредненные вкусы аудитории и характеризуется стандартным производством художественной продукции, доступной распространением средствами массовой коммуникации.

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью в сравнении с элитарной или народной. Но в отличие от элитарной культуры, массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной, она всегда авторская. Цель массовой культуры заключается в том, что она должна удовлетворять сиюминутные запросы людей, должна реагировать на любое новое событие и стремиться его отразить. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры этого не происходит. Ее продукция предназначена для употребления массами.

Осмысление проблемы массовой культуры прослеживается в творчестве многих философов и культурологов, таких как О.Шпенглер, Т.Адорно, Г. Маркузе, А.Швейцер и других. Первым фундаментальным обращением к проблеме массовой культуры стала работа известного философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». В своем объяснении понятий «элитарная» и «массовая» культура Ортега отталкивается от определения понятия «масса» и «элита»

Раскрывая сущность этих понятий, философ подчеркивает что массаэто всякий и каждый, кто ни в добре, ни во зле не измеряет себя особенной меркой, а ощущает себя таким же, как все. Массовый человек, это такой человек, который не только не озабочен, но даже удовлетворен своей личностной «неотличимостью». А элитаэто не те, кто высокомерны, кто ставит себя выше остальных, а те, кто требует от себя больше, чем от других, даже если требования для них являются непосильными.

Размышляя над понятием «избранное меньшинство», Ортега подчеркивает, что зачастую извращенно эксплуатируется содержание этого выражения. Нельзя забывать, что «избранные» - это не те, кто высокомерны, кто ставит себя выше остальных, а те, кто требует от себя больше, чем от других, даже если требования для них являются непосильными.

Ученый делает вывод, что деление человечества на «избранное меньшинство» и «массу» является типологическим и не совпадает ни с разделением на социальные классы, ни сих иерархией. Внутри любого класса есть собственные массы и избранное меньшинство – элита. Ортега придерживается мнения, что нередко интеллектуальные круги зачастую становятся триумфальной дорогой псевдоинтеллигентов. Никаким образом «избранным меньшинством» не являются остатки аристократии, и, наоборот, в рабочей среде, которая ранее считалась эталоном «массы», сегодня нередко встречаются люди высочайшего сорта.

Если Ортега настаивал на внеклассовости всего массового и элитарного, то западноевропейская культурологическая мысль 70-х годов XX века акцентирует внимание на том, что массовая культура свойственна всем индустриальным странам различной социальной ориентации, то есть массовая культура не знает ни географических, и социальных границ. Кроме того, культурологи прогнозировали укреплений позиций массовой культуры во всемирном масштабе. В это же время рожаются и новые теории массовой культуры – школа «оптимистов» как противовес господствующей традиционной «пессимистической школе». Активно поддержали данное идейно-теоретическое направление социологи, журналисты, которые «обслуживали» крупные радио- и телекомпании, газетные тресты.

Если традиционная школа резко негативно оценила распространение массовой культуры, то оптимисты придерживались противоположных взглядов. Согласно их мнения, массовая культура – это сила, которая ведет к моральному оздоровлению общества, повышению общеобразовательному и культурного уровня масс. Массовая культура, утверждают они, более, чем любая существующая до этого времени форма культуры, способствует привлечению масс к духовным ценностям цивилизации, расширяет сферу образования. Массовая культура – это новый ценностный уровень, рожденный в недрах потребительской цивилизации.

Более того, массовая культура преподносится ими как один из ведущих факторов стирания идеологических расхождений, создания социальной и духовной однородности общества. Если в этой связи задаться вопросом о том, ведет ли этот процесс к прогрессу, или, наоборот, к регрессу, то надо признать, что массовая культура – это новый ценностный уровень, рожденной в недрах потребительской цивилизации. Многие культурологи делают вывод о том, что массовая культура как продолжение индустриального общества, вполне способна играть положительную роль в общественной практике при условии определенного баланса с двумя другими формами культуры – гибкой по содержанию и утонченной по форме элитарной культуре и традиционной, яркой по форме народной культуре. При таком подходе основными функциями массовой культуры становятся рекреативная (досуг, развлечения) и коммуникативно-информационная (расширение информационного ряда и коммуникативной среды).

Итак, феномен «массовой культуры» оценивается учеными далеко не однозначно. Их позиции основываются на зависимости либо элитарного способа мышления, либо от популистского мышления. Другими словами, одни считают данное явление чем-то вроде социальной патологии, симптомов вырождения общества. Апологеты же массовой культуры провозгласили ее закономерным следствием научно-технического прогресса и консолидирующим фактором общественной практики.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Перечислите основные уровни культуры.

2.Что является основанием для выделения региональных культур? Назовите основные региональные культуры.

3.Считается, что Одесса является ярким примером локально-региональной культуры. Назовите черты, которые характеризуют эту культуру.

4. Дайте определение понятию «субкультура» и назовите ее разновидности.

5.Охарактеризуйте крестьянство как субъект культуры.

6.Выделите особенности рабочего класса как субъекта профессиональной субкультуры.

7.Раскройте особенности интеллигенции как субъекта культуры.

8. Раскройте сущность такой разновидности культуры как контркультура.

9.Объясните, какие социальные и психологические факторы обусловили появление молодежной субкультуры? Раскройте ее отличительные черты.

10.Перечислите основные формы культуры и охарактеризуйте их.

11. Объясните, в чем заключается феномен массовой культуры?

12.Определите сущность понятия «массы» и понятие «элиты»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: